Экспедиция на Калгутинскую шахту, теплый ключ район Горный Алтай — Джумала 2015

Главная > Экспедиция на Калгутинскую шахту, теплый ключ район Горный Алтай — Джумала 2015

Господа, не теряем, возвращаюсь с первой Алтайской экспедиции в 2015 году, с Джумалинских (теплых) Ключей и Калгутинской шахты. снега было мало в этом году и все же)).. отчет будет позже расширенный. Алтай экспедиция 2015 май на Джумалинские ключи

Отчет о поездке.

Экспедиция на Калгутинскую  шахту, теплый ключ район Горный Алтай  - Джумала
По прошлому году уже было ясно, чно данная поездка будет уже регулярной, даже не смотря на то что «я там уже был». Все же Первомай и вылазки на природу никто не отменял. А я люблю Алтай что мешает сделать вылазку на Алтай на майские? Верно ничего не мешает. И таке я в поезде На Барнаул, добираюсь, меня встречает Саша В. и Степан, я сутки ночую в Барнауле, где кушаю буззы буряцкие, Степану спасибо, за подгон реапльно кульного места «Кочевник» в Барнауле — кафешки.

На следующий  день чудотворно оказалось, что Чулышман (Вова) проживает от Саши В. недалеко в двух «полу пуках», по соседству. Подтаскиваю рюкзак и загружаемся в любимого легендарного «Кузю» (Буханка УАЗ). И стартуем. По пути заправляемся шокируя народ нашим этно видом, я в капитанской фуражке и бороде а Чулышман в крутейшей тюбитейке.

По пути забрали остальную команду, Люди в основном с Москвы. Пошли в две машины, «Кузя» и грузовичек тентованый «УАЗ» с доп пассажирскими местами. Вышли на маршрут. В Сростках поравнялись с Хатовым Димой, он был найден в самих Сростках. В Сростках поторгорвавшись и набрав маролятины и медовухи мы выступили в сторону Алтая. По пути отпускали приколы и шутки, с моей стороны касающихся прошлых экспедиций и забавных ситуаций с туристами. Салон был доволен. За что меня прозвали «АлексFM».

На Берюзовке мы организовали первую палаточную стоянку. Оборудование стоянки более чем мажористое — деревянная беседка в виде юруты со столами, плюс Мичиган развешал свет с генератора. Мы поставили палатки. После началось знакомство с Димой Хатовым. Погода была весьма благостная без дождя и ветра мы тихо погружались на дно стаканов, в зависимости от состояния каждого из участников. Дима Хатов привез Леху друга с Кемерово, Леха нам помогу настроить рации и не только. В команде у нас была девочка Даша из Казани 22 года, и эта малышка как то переломила «хребет» Лехе, от чего пришлось Леху оттаскивать от Даши, слушая «я тебе гожусь в папы»… обращаясь к Даше. Леха потяжелел так, что его пришлось отводить на лавочку точь в точь как на балете «маленьких лебедей». Хатик показал мастер класс балета с Лехой, заботливо его отводя на лавочку.

В общем мы легли спать, Хатик забыл поставить свою палатку или не знаю, и он пришел в мое бунгало, как раз обновили за одно его. У меня зимой спиздили все походные вещи поэтому я купил новые, и Хатик помог обновить палатку. Утром проснулись в позе «зю», Хатик меня вдавил в стенку палатки так, что палатка покосилась на бочину, а я словил холодный пол без пенки. Живы здоровы слава богу…

Мой заезд на Алтай

Курган Барнаул поезд на Алтай

Сростки — въезд на Алтай. Сростки это не только то легендарное место, где жил Шукшин, а также и минирынок разных вкусняшек, например орешков, меда и медовухи. А вот пирожки в Сростках покупать я не советую.

Сростки Алтайский Край

Ворота Алтая — здесь обычно все останавливаются и фоткаются.

Алтай

Вьезд на Алтай по Чуйскому тракту

Катунь Хатик и Алекз

Нижняя Катунь

Шебалино - Алтай- Алекс и Чулышман + Куза

Семинский перевал — мини рынок, аналогичный как и на Сростках, только здесь куда больше монгольских артефактов и вещей, например носки из верблюжей шерсти, свитера и пояса, а также из Сарлыка, и монгольские малахаи. Советую обратить внимание.

Семинский Перевал - мини рынок

Семинский Перевал — вершина Сарлык (бык)
Семинский перевал вершина Сарлык

Утром поприведствовали друг друга пофоткались, и отправились дальше по маршруту, по Чуйскому тракту. На Семинском и Чикете сделали две небольших фото радиалки в сторону от трассы в лес.

На Ильгумени посмотрели порог, и огромный раскопанный курган, там  же рядом, на поле. Мичиган рассказал про курган, но больше всего запомнилось, про осторожность — жерло раскопанного кургана реальнотянуло холодом и страхом и опасностью. Видать крутой чувак там был захоронен… . А на Алтае все крутые чуваки заговорены охранными заклинаниями и рунами.

Южный Алтай уже было видно, что запоздал к весне, листвы не было, и травка легким зеленым пушком пробивалась из просохшей почвы. Как такового потопа не было на Алтае, воды мало очень в Катуни, даже удивительно. Хотя под Барнаулом очень сильно разлилась Обь, подтопив дачные поселки — это я видел из поезда пока ехал в Барнаул.

Посмотрели петроглифы, древние символы зверюшек на камнях, в прочем в прошглом году мы их и видели, а в этот раз я обратил внимание на символ цветка — клевера на камне, он и был раньше, но я на него не обращал никакого внимания. Этот же символ был на тут  у прицессы «Укок», что откопали в «линзовом захоронении»(сруб наполненный водой и замерший на тысячи лет) на границе с Монголией в местечке Укок…

Там же немного выше мы поставили лагерь на Большой Яломане, на левом берегу (если смотреть внизу по течению речки). Приготовили кушать, пофотографировали Луну, немного побренчали на гитаре, и отправились по палаткам спать.

Луна на Алтае

Утро третьего дня — в планах подняться на шелковый путь и на гору «пирамиду» что находится на перевале. Втиснулись всеми людьми в Кузю кое как, и выехали. Погода отличная ласковая солнечная и полностью безветренная, курорт. На перевал по шелковому пути мы поднялись веселой делегацией, изрядно растянувшись по серпантину шелкового пути. На начале подъема нас встретили черно белые козы и не стрижанные барашки. С прошлого года ничего на этом маршруте не изменилось. Под пекущем солнцем мы взобрались на перевал гребня горы и стали ждать всех остальных. К моему удивлению, Чулышман оставаясь с «Кузей» — поднялся и обогнал нас всех по какой-то своей тропе, и лежал полуголым брошенным мужиченкой в сухой прошлогодней траве. По началу я и не узнал даже его.

Отдышавшись на гребне и каменных столах мы выдвинулись на самую высокую точку — гору пирамиду, точно также как и в прошлый раз. Подъем прошел достаточно быстро, без происшествий и вот мы уже проводим фото сессии на горе во все 360 градусов округи. у Родиона было с собой знамя победы — копия того самого что над фашистским рейстагом ставили 9го мая.

Шелковый путь у Большого Яломана

Вершина на Шелковом пути, в районе реки Большой Яломан

На Алтае - Большой Яломан

Там же на горе Чулышман, я и Родион набрали чая — сухой лист «бадана». Чулышман балбес — набрал себе чаю, и сказал «пойдем теперь в низ ни минуты ни ждем», а я хотел тоже набрать этого листа себе домой. Кое как в попыхах успел собирать сухого листа на вершине горы (1600 метров) и начали спуск вниз. На одном из склонов гор мы увидели лесной или горный пожар. Очаг возгорания у самой вершины горы, как там образовался огонь — остается тайна. Ибо простому человеку туда подняться практически не реально. По мобильнику мы вызвали МЧС и сообщили о пожаре.

Лесной горный пожар

Алтай - горный хрусталь

Козы на Шелковом пути - Алтай

Ландыши на Шелковом пути

В Лагере тем временем приехали гости, Леха и Володя с Троицка — те самые что были в прошлом году на этом же маршруте. Потом к нам присоединился еще один интересный человек с рюкзаком — местный охотник — знакомый Мичигана. Люди все интересные, много историй рассказали, особенно много что рассказал охотник. Уговорили одну бутылку водки и разбрелись по койкам.

Следующий день, выдвигаемся еще дальше по Чуйскому тракту. Вышли на направление на  Кош Агач. Прошли через Курайскую степь, вслушиваясь в слова песни про Алтай. И где под самый закат успели сделать фотки, недалеко недоезжая самого Курай. Там высота уже была за 1700, а виды представляли округу в 100 километров, это и Актру, и Курай и степь и горы горы горы с большой высоты.

Курайская степь - Сереврочуйский хребет - Актру

Село Курай - Алтай - Луна

Ледник Актру - Алтай

Вид на Северочуйский Хребет

Далее по ночной дороге мы заночевали в местечке Чуга Азун.  Деревенька алтайско — казахская, за Чуей, где часть домов уже без крыш, и деревья напоминают уже кадры из к\ф «Риддик» — «Черная дыра». Место окруженное странным толстыми тополями, с пустыми без листвы ветками и идеальной каменной пустыней, изрезанной редкими речками и ручьями. А скалы отливают местами красными марсианскими отливами. Дождей там вообще нет, поэтому снега здесь не бывает сотни лет, максимум что есть это лед на ручьях и реках, а вода идет с верховьев гор.

Чуга Узун

Кузя собственной персоной, Кузя «проснулся» как всегда первым ))

Кузя на Чуга Узун

На утро пятого дня вышли на Кош Агач

В Кош Агач на нас очень странно с удивлением смотрели дети. Как на животных из зоопарка или как в у нас в европейских городах в России смотрят на негров. Там в Кош Агач покушали в утренней столовке, уже привычной по прошлым годам, у рынка,  и на всех парусах полетели на Джазатор. На краю чуйской долины есть чудное место «Алтайский Стоухедж» или Тархутинский мегалистический комплекс, представляющий из себя ряд огромных камней выложенных строго по кругу, круг деаметром в примерно 50 метров. На краю круга один из каменй представляет собой каменное огромное кресло, там до сих пор лежат дары от местных жителей. Монетки, игрушки, бусы, и т.п. В прошлом году я там видел гильзы от стрелкового оружия. Больше всего там игрушек, видать, здесь просят помощи для детей. А на спинке кресла были клещи. Луговые клещи и очень много, они сидели в трещинах на самом камне и грелись на солнышке. Я одного пальчиком потрогал, они зашевелились как «чужие». Высота села Кош Агач примерно 2000 метров над уровнем моря.

Кош Агач

Тархутинский алтайский стоунхедж

Тархутинский мегалисчтический комплекс - Алтайский стоунхендж - кресло шамана или жертвоприношения

Дары духам на кресле жервоприношения

ТАрхутинский комплекс

Пограничный пункт Ташанта. Здесь проверют документы для доступа в приграничную землю.

Пограничный пункт под Джазатором

Весь Алтай наполнен артефактами с многотысячным прошлым. Тархутинскому комплексу вообще неизвестно сколько лет. Захоронения и курганы здесь датируются 2000….3000 летней историей, причем захоранения двух типов  это круглые курганы и строгие квадраты выложенные из камня, и каменные «бабы», или столбы с нанесенными рисунками. На фото ниже вообще не понятно что это такое — камни стоят в линию на много метров, а то и десятков метров можно найти варианты (на 100 метровый участок забор из Камней я видел в Тыве в прошлом году).

Путь на Джазатор

Далее мы на 73-м километре свернули в сторону на «Теплые Ключи». Дорога на Ключи «нормальная» там заканчивается уже через 100 метров в виде размытого речкой моста. Переехать бурлящий водный потом получается или гораздо выше по течению или ниже. Мы в три машины (Кузя, Мичиган, Усть Кокса) потихоньку перешли водную преграду, лед был крепок и не провалился под нами, несмотря на то что вода уже затопила ледяной покров и местами его промыла до почвы. Местами, нам надо было сходить с дороги, чтобы обойти снежные пробки или карманы, участки дороги засыпанные глубоким снегом. Глубина снега достигала 1 метра местами. Приходилось снег размахивать лопатами. Я сам подготовился и выступил в высоких сапогах, они эти сапоги мне очень помогли непромокнуть в снегу, ибо я помню как в прошлом году пришлось помучиться в ботиночках.

Путь на теплый ключ

Дорога на Теплый ключ

Откапываемся

Алтай и Кузя Откапываемся

Не обошлось и без казусов. Чулышман снова захотел идти через болото — спустившись резко вниз, и обехав несколько снежных на дороге карманов по болоту, собственно, как и было в прошлом году. А экипаж должен бы поднятсья пешком с низины на горку, далее уже продолжив путь на колесах. Но увы не вышло. Спусться то спустились, а вот поднятсья уже не вышло. Чулышман потерял дорогу. Но нам на удачу местные три парня оходлника рыбака приехали на еще одной буханке с нами по пути и подсказали дорогу — с Кош Агач -а. Их буханка на стандартной резине «прыг прыг прыг» через все кочки и снежники пролетела проскочила к нашему удивлению. Они и подсказали путь обхода карманов со снегом уже по верху.

~~~

Оббо — пирамида из камней сложенная местными жителями для задабривания духа перевала на хорошую дорогу. Здесь остановились пофоткались и выдвинулись дальше. Уже вниз с перевала, в район теплого ключа. Оббо на перевале на теплый Ключ - Джумалу Откапываемся на горной дороге из снега, застряли немного, снег чистый идеальный немного мокрый.

Пробиваемся на Ключ

Горные козлы

Пока прорубались до Теплого ключа увидели горных козлов, у них рога были до половины туловища по длине. Козлы шли на самой высоте горного гребня, и в некоторый момент поровнялись с небом на самой вышине и скрылись за гребнем. Теплый Ключ нас встретил уже в сумраке, привычная белая куча «дробленки» кварцевых пород  у перерабатывающего завода, привычный холм с домиками, и жилище животновода у озера самого.

В этом году мы снова первые, никого из других туристов нет, только пустые домики и суслики да черная птица, что живет под крышей одного из домиков. Заехать нам удалось вовремя, еще за светло не как в прошлый раз, все обошлось. Заехали приготовили еду побречали на гитарке, Мичиган спел несколько известных шлягеров и отпраивлись по койкам. Я себе забрал домик как и в прошлый раз, заняв одну из панцерных кроваток.

Теплый Ключ

Теплый Ключ — Аил

Теплый Ключ — Душ

Теплый Ключ - Душ

Душ на Теплом ключе — изнутри

Душ на Теплом ключе

Теплый ключ - озеро

Утро следующего дня идеально теплая погода, я даже решил искупаться в душе на теплом ключе при температуре воды в 17 градусов.

От «командования» поступило предложение поехать на рыбалку и пойти в горы на прогулку. В горы на проглку я уже там был, ибо это ледянное зеленое озеро и гора пирамида точка 3050 метров, где я уже был в прошлом году, а вот рыбалка для меня «новинка». Надо этот вопрос разузнать. Рыбалку замутили местные парни с Укскоксы, они на своей буханке как раз и предложили доехать до озера и порыбачить. У них же и нашлись удочки.

На рыбалку мы съездили, опять мои сапоги пригодились в работе. Рыбы мы не поймали, даже потом утчо ее там вообще не было в принципе. Рыба еще спала в низовьях и не шла нерестится. После рыбалки вернувшись на базу реши пойти на завод снова собрать интересные камни в отвалах. Завод уже был изрядно подразрушен и разобран, далеко не так как было в прошлом году, это и видно по фотографиям. На заводе мы пробыли до самого заката, когда стало заметно темнеть и холодать, мы взяв добычу вернулись.

ГОК - горно обогатительный комбинат

Барабан, где порода добилась в мелкую крошку, барабан наполнен огромными стальными шарами, я несколько нашел потом в отвалах даже расколотые. Все шары были уже ржавые.

ГОК - Алтай - Калькута

ГОК

Порода после раздробления поступала на вибростолы или виброустановки. На заводе их практически сейчас разобрали и уничтожили. На фото видана одна из уцелевших. Как раз на вибростолах и происходило отделения различных пород друг от друга. Вольфрам, медь, молибден и другие породы. Может что то еще здесь добывалось.

Алтай - Теплый Ключ

Алтай — теплый ключ — купель с ванной для купания — вода +17 градусов, оформлено в виде домика обычного. Я здесь купался, фотки выкладывать не буду, чтобы не пугать своими размерами людей в интернете.

Теплый ключ купель

Алтай теплый ключ — так поступают с пивом Алтай теплый ключь - так поступают с пивом

Домик где я жил

Ручей и снег и горы на Теплом КлючеАлтай путь на джумалинскую долину Алтай

Наш быт на Ключе — наш быт, утром готовили кашу простую без мяса, мутили чай, и планировали куда выдвигаться. Вечером готовили конкретную еду с тушенкой и мутили чай.

Теплый Ключ

Это я)))

На следующий день мы отправились на Шахту Калгутинская,

… ту самую где мы были в прошлом году. Как кто помнит в прошлом году мы пошли вообще на «шару» без фонарей и пройдя всего ничего решили вернуться, закончив обзор шахты цехами и машинными отсеками гротами, как раз где стоят паровозики и множество станков. В этот раз мы набрали много света и фото техники и выдвинулись.

Далее Продолжением — читать о самой Калгутинской шахте здесь.

~~~

Вывод по путешествию (экспедиции).

Питание — если вы привыкли к чему то эксклюзивному то это надо брать с собой, например я купил еще тушенки и колбасы и кетчупа, кетчуп ибо я очень люблю, и добавлял его в еду всегда. Тушло дополнительное и колбаса пошла на сухие перекусы, ибо у Чулышмана недопросится «внеплановой» выдачи на руки тушла.

Водка в принципе здесь ненужна, лучше больше брать коньяка, а еще лучше настоек на травах. Ибо настойки куда лучше сторнируются с чаями в термос или просто чай за столом чтобы согреться грамотно.  Так что термос от 0.75 литра идет в зачет в любую фазу дня.

Одежда — брать надо непродувайки и непромокайки это раз, теплые мягкие вязанные вещи на холод два. Вязаная шапка обязаон, перчатки простые тряпичные для лагеря и кожаные для выхода в горы. Нательная одежда — тельняха двойной вязки оптимально, уже хожу несколько лет в них.
Палатка\коврик — обязательно свои, лишними не будут, коврик лучше надувной. Тарелка + кружка надо пластиковые лучше одного цвета чтобы не потерять. Ложка деревянная (можно купить на Алтае).

Обувь — сапоги обязательно, плюс высокие горные ботинки. Остального ничего не надо. Носки две пары как минимум простых и пара теплых верблюжий для сна и холодных моментов — можно купить на Алтае. Еще одна фишка что я пропустил — надо взять теплый пояс на поясницу, ибо я очень замерз в одну ночь и в другие дни у меня трещала от боли спина, прошла как я пропарился в Бане.

На выезде с Алтая весьма полезно попаритсья в бане, я как раз баней на Кочевнике и вылечил спину и более менее выспался. Остановились за Чибитом на «Кочевнике» (781 км Чуйского тракта.), как раз там я и начал писать отчет.

Фото и видео техника. Не надо сюда тащить телескопы и мега супер фотоаппараты, если вы едите на матрасный или активный комплексный отдых — «ра3ъебете» почти 99% как минимум, а как максимум просто запаритесь это все с собой таскать. А самое главное, проблема с батарейками. Самое оптимальное взять фотик с батарейками «АА», и взять этих батареек на 3..5 комплектов.

Самое главное ценное указание — не шутить не играть и прикалываться с открытым огнем, он умеет то на высоте что не умеет внизу в привычном мире.

По сравнению с прошлым походом экспедицией уровень подготовки от организаторов заметно был выше, но все же не без косяков. Чулышман зачем то оставил рации переносные дома. Без рации большой команде вообще делать нечего ибо в таких путешествиях. Далее, я так и не понял на каком основании Чулышман ругался и наезжал на Мичигана по всякой ерунде, при всех, это реально утомляло.

Особенность и Алтайская  новинка при выезде с Алтая дарить друг другу сувениры купленные на рынке Аджын Су. Мне подарили брелок «Мишутка-Алтай», я подарил карты с картинками Алтая, я подарил два медальона двум участникам экспедиции на мой взгляд кому они больше подходят, а мне подарили волосатого шамана.

База Кочевник

Майская 2015 экспедиция на Ключи завершилась, в Барнауле

Фильм

9 комментариев на «“Экспедиция на Калгутинскую шахту, теплый ключ район Горный Алтай — Джумала 2015”»

1. Игорь:

каким недобиткам смерть? о ком ты Алекс?

2. С ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!!!
    смерть фашиским недобиткам!

3. Woro:

Как ты там интернет поймал?)

4. Василий:

Во-още )) круто! Можно завидовать белой завистью!!!

5. Stepanich:

Алекс это зачёт ))

6. Casspio:

Ниче так смотрится, красава.

7. dohodnadivane.com:

Отлично ,с возвращением !