Шелковый Путь -Джумалинские Ключи — Укок — Алтай — отчет — часть 1

Главная > Шелковый Путь -Джумалинские Ключи — Укок — Алтай — отчет — часть 1

Шелковыйй Путь -Джумалинские Ключи — Укок — Алтай — живой отчет о Экспедиции — часть 1

 

Фото нашей Команды

Эта фотография идет уже по завершению похода нашего. Чтобы Вы видели что все живы и здоровы и радостны.

А сам отчет идет ниже на видео, все фактически этапы нашего путешествия…

И все же до рассказать моя обязанность перед Всеми нами…

Мой путь на Горный Алтай начался с аэропорта Шереметьево — терминал Д, откуда меня самолет от компании «Аэрофлот должен был доставить до Барнаула. Пусть лежал через всей Москве, по Замосковрецкой ветке метро. Я когда то жил на этой ветке, на метро «Сокол», с 1980 по 1984 г.г. Всматриваясь с гранитные дали станций — печалька -я ничего не узнал. На метро «Речной Вокзал» я с трудом нашел маршрутку в Аэропорт, за 70 рублей. Информация с ГИС не совсем корректно показала мне информацию. Я даже немного потерялся в каменных джунглях Москвы выйдя из метро.

Я не знал что «Шерик» или «Шерминатор» или «Шереметьево» состоит из множества полос и терминалов, терминалов расположенных вокруг множества полос для взлета и приема воздушных судов. Маршрутка буквально обьезжала каждый терминал, как «нитка иголку». По пути к нам подсели четыре юнных сладких стюардессы с нашивками «Аэрофлот». Эх «Аэрофлот» — генератор невест. В душе аж потеплело.

Вылет был на час сорок ночи, так что я провел туся в пивбаре и вообще гуляя по аэропорту шокируя своим «техас» видом окружающих пассажиров. По регистрации на рейс я был удивлен, люди с рюкзаками были и кроме меня также. АирБас 320 с мутными иллюминаторами поднял нас в небеса по расписанию. Питание к сожалению было хуже чем на рейсе «Utair» что я летел из Кургана до Москвы (во Внуково).

Суровый Алтайский край сразу показал себя даже видом из иллюминатора. Вышли на бетонку по трапу, пролетал мелкий снежок, пасмурно и очень холодный ветер. Мне это как то не привычно было. Барнаул оказался таким же аэропортом как в Кургане. Всего 1 самолет и пешком до здания аэропорта.

Меня встретил Александр — тот самый «Инветор-01″, легенда — чел кто активно учавствует в онлайн бизнесе как корреспондент. Александр привез меня домой. Попили чаю, закусили пирогами что испекла вкуснейший пирог. С Александром провели интересную беседу и видео интервью у него дома. О чем я распишу в отдельном обзоре.

Видео о Джумалинских Ключах Алтай — Укок

Хатик, Алекс, Александр

Хатик, Алекс, Александр — на автотрассе выезде в сторону Бийска с Барнаула. Хатик как раз подъехал с Новокузнецка, подобрал меня из Сашиной машины уже в свой джипик «ЦРВ».

Заобщавшись, мы с Хатиком отправились в сторону Бийска, а Саша уехал домой. Чулышман уже был далеко впереди в пути не ожидая нас. Чулышмана мы нагнали в Сростках. У Чулышмана траспорт УАЗ-ик буханка на «прокачанных» колесах 33 дюйма, пропатченый лебедкой, и мягкими седушками в салоне. Пересид в «Буханочку» я запланировал на следующий день, после первой коллективной ночевки на Берюзовой Катуни. По пути через Бийск мы в «Мария РА» с хатиком стерли «целку» с карты моей ОКПЕЙ, оплатив там большой пакет различных вкусняшек для похода.

Добрались до Сростков — легендарное село, где Шукшин проживал и писал свои шедевры. Сростки это большой национальный «этно» рынок, где продают медовуху и остальные прелести Горного Алтая и Алтайского края. Маралье мясо, мед, масла, и многое другое в массовом числе.

Сростки

Фото — Хатик и Чулышман

Сростки

Далее мы отправились уже по трассе на Горный Алтай -тому самому началу Чуйского тракта.  Я был необыкновенно рад увидеть предгорья вдоль Катуни и трассы. У стеллы мы вылезли чтобы зафоткаться да и поздороваться с матушкой Катунью. Такова традиция. Погода стоял суровая, пасмурная недавно похоже был дождь… Впрочем здесь всегда был дождь, когда я заезжал на Горный Алтай. Так что это вполне нормально и привычно.

Фото — вьезд на Горный Алтай

Горный Алтай

В дальнейшем уже на вечер глядя наш путь лежал в сторону Бирюзовой Катуни, местечка, где толпится большинство любителей «матрасного» отдыха с «минимальным» заездом со стороны Бийска и Барнаула, по моему мнению. Местечки здесь весьма облагорожены,дорожки под асфальтом, фонари вдоль дорожек, урны, чистота — одной фразой «закос под цивил». И все это вдоль Катуни,для желающих огромное количество баз отдыха, и места под свои палатки. Лес — сосняк. Сотовая связь тут как дома — ловит. Мы забрались в лес у Катуни тут же уже стояли деревянные толстые столы и лавки для «матрасников». Поставили палатки свои и замутили костер. Первый наш вечер и ночевка. Как раз на ура под панибратство в нас вошло и укрепило команду то шампанское что я купил в Бийске от всей души на всех…
Второй день.

Хатик утром засобирался и быстро покинул наш бивак. Немного создав по сему факту грустинки. Просил Чулышмана чтобы отдых мне очень понравился, и что бы меня то есть Алекса на обижали. Для меня было немного удивлением, что Чулышман стал всех торопить собраться не для того чтобы стартовать, а для того чтобы мы были готовы к приезду пополнения в группу и суммарного уже выезда общим числом. С минуты на минуты должны были подъехать еще двое ребят. Из-за чего мы немного лишилось утреннего чаю.

Загрузившись всеми рюкзаками до состояния «лезвие ножа не пролезет» в Кузю, мы выехали. Пролетели мне уже дорогой Барангол, известный нам по моим предыдущим походам на Алтай в 2013 году. В Баранголе мы как раз покушали в одной из столовок. Как раз в столовке я понял что можно пока кушаешь заряжать свою аппаратуру от «220″. И дальше покатили уже в сторону Семинского перевала.

Еще небольшая остановка — заправка была в Шебалино.

Сам Семинский перевал это большая лыжная база для спортсменов,  перевал покрытый снегами и пушистыми кедровниками. Фактически здесь можно сказать начинается раздел Горного Алтая «южный лесистый» на степной малолесный, засушливый.  Перевал на этот раз был весь в снегах по самое «не хочу». Снежные валики достигали местами в рост человека. Как всегда, на перевале кипел рынок. На рынке я прикупил себе носки из верблюжий шерсти с расчетом на холодные ночи в палатке.

Фото — Алтай — Семинский перевал.

Семинский перевал

Фото — Алтайская деревушка вдоль Чуйского тракта

Алтайская деревня

Следующий перевал Чикетаман, перевал на с высотой 1460 метров над уровнем моря. Перевал уже показывает характерно засушливый степной Алтай. Редкие деревья здесь уже не прикрывают скал. Основные деревья здесь береза и лиственница. Сам перевал святой — считается что здесь живут духи хранители перевала. Путники через перевал должны их на хорошую дорогу задабривать ритуалами и почтением.

На перевале как раз автопутишественники останавливаются и остужают машины. В целом дорога через перевал молодая. Есть и старая трасса. На старой трассе разойтись могли только люди, а вот телега уже никак. В старину делали так — путник относил шапку на верх перевала по старой дороге, и поднимался потом с телегой. Чтобы если кто пойдет с другой стороны — увидел шапку и обождал этого поднимающегося путника.

Фото — перевал ЧикеТаман — видны ленточки священного места, повязанные на деревьях.

Чикетоман

За Чикетаман сразу начинается порог Ильгумень — Ильгуменский прорыв. Очень сильный водный комплекс созданный Катунью прорывающейся под скалами. Порог с шиверами длится более километра. В прошлом году я его проходил на рафтах (июль 2013). Многие туристы считают догом зайти на Ильгуменский порог дать дань уважения да и посмотреть на мощь воды, прорывающей среди каменных твердынь себе путь уже не одну тысячу а то и десятки тысяч лет путь.

Как раз здесь долина  реки Катунь меж гор представляет собой дно более огромной гигантской водной стихии, что здесь шумела гуда более ранее. то видно по песчатным холма вдоль берегов реки на дне котловины. Песчаники в перемешку с галькой, причем намытой ровными слоями, как в тортике с орехами. Высота таких песчаников достигает более 10 метров порой от берега реки  или уровня дороги, местами и до 50-ти метров. Причем верхняя площадка песчаников ровная как футбольное поле. И со стороны кажется, что их специально сделали рукотворно например для прохождения железной дороги. Об этих песчанниках я писал и в прошлых отчетах моих поездок на Алтай.

Ильгумень — порог — река Катунь — Алтай.

Катунь - Ильгумень

Дальше за Ильгумень, на очередном повороте Катуни, среди молчащего каньена уже степного Алтая Чулышман внезапно повернул в сторону с трассы, в горы, взобрался на песчанник, и повел нас к скалам, окоймлящей край каньена со стороны Чуйского Тракта. Нашим взорам открылась панорама из скалистой стены. И в одном месте эта стена была выполнена из шарообразных валунов с приплюснутыми стенками, напоминая большие кубики с округленными краями. «Кубики» отполированы и обладают ровными формами и гладкими гранями. Подойдя по ближе я увидел, что на них изображены различные рисунки — петроглефы. От слова пет — животное, граф — рисковать. Местечко это «Яломан» — река такая, впадающая в Катунь. Здесь как раз проходит тот самый «древний шелковый путь».

Петроглифы древние рисунки древних воинов с луками в шапках и мешками (пакетами) жизни убитых врагов.

Петроглифы рядом с Яломаном -Алтай

А чуть ниже рядом паслись разноцветные кони на Яломане

Кони

Скалы, у Яломана,

После осмотра творчества древних предков наших, мы поднялись на большую поляну выше, и нам открылся взор под лучами заката сотен древних захоронений. Захоронения представляют из себя курганы правильной конусной формы,весьма просевшие из камней, а также удивительные захоронения квартирного — прямоугольного типа. Реально квадратные с комнатами захоронения, выполненные из вертикально воткнутых плоских камней, формирующих стенки.

Чулышман нам кроме того показал, «сторожевой пост» выполненный по форме большого квадрата из огромных камней «с воротами», и вид от туда позволял охватить очень большую территорию в даль, в верх по течению реки матушки Катунь, со всеми ее галечными песчаными огромными «футбольными полями» в дали, сколько хватает глаз…

Песчанники

древние могильники на Яломане

могильники на Яломане

Вечер на носу, ночевать нас Чулышман расположил на Яломане, в березнике, у самых струй журчащего Яломана. Кузя перешагивая через большие замшелые валуны доставил нас на место удивительно уверенно. Уже под закат Чулышман быстро развел из газеток костер, а мы побыстрому натаскали «сушняка» с берега, здесь древесины было более чем нужно. Завязался тихий походный вечерок у костра. Поставили палатки, на этот раз я выпросил у Димы с Красноярска палаточку одномску в нее и загрузился, опасаясь этим поступком быть не выспанным от храпа других участников. Правда потом оказалось, что все было до наоборот. Весь день пока мы уехали разговоры еще не отпускали нас от цивилизации, мы общались и на мои любимые тоже темы, включая банки, банковские затыки ФЗ115 и новые фишки что щедро дарит нам Москва со стороны ЦБ, мешая работать. Диму же интересовала кредитная политика и стратегия. Остальной народ пока еще не врубался в тему разговора. Ночевка прошла ровно, я снова залез в свой «термоядерный» спальник, во всей одежде, даже забыв постелить пенку на пол палатки. Так и спал. Утром жаловались что я всю ночь «заводил трактор».

День третий. Шелковый путь через перевал — сказал Чулышман, идем смотреть перевал, точнее едем. Легкий перекус, и мы на Кузе робко перебираемся через Яломан, как раз на против других чуваков с другого берега реки, что пришли там матрасить на джипе «тундра» вдвоем. Перебрались — оказалось, что люди все друг друга знают — Чулышман их знал ранее. (Получается настоящих туристов так мало?). По грунтовке мы поднялись вверх по течению ненамного километров, и свернув вправо от речки поднялись по седловине меж двух горушек, пока Кузя это мог совершить. Фактически как оказалось, мы уже ехали по тому самому «шелковому пути». Шелковый путь — это дорога построенная караванщиками, точнее участок дороги. Дорога была вымощена камнем и укреплена вдоль склона горы. Поднималась на перевал, выдавая аккуратные поворты — серпантина все выше и выше в горы. А мы шли по ней глотая теплый воздух подогреваемый солнцем и воду, что взяли с собой.

Шелковый путь - Алтай - Яломан

Поднялись на гребень через который и переваливала дорогу, и удивительное — сама дорога внезапно пропадала прямо под ногами упираясь в густой лес и резкий склон за глебнем на ту сторону горы. Мы так и ненашли следов продолжения пути. Приняли решение подняться на одну из вершин здесь же и посмотреть окресности. А виды в даль здесь красивые.

С вершины, куда мы взобрались открылся вид на Мечту Сказка и Красавица — горные вершины чуйского хребта что находятся на Шавлинских озерах, где я был в прошлом 2013 году в июле в конном переходе. В целом видок открылся с верхатуры еще тот. Казалось что мы вообще находимся в какойто огромной каменной чаше. Высота примерно 1800 метров. Снега еще не было, только немного в ямках и под корнями деревьев. Здесь же летал махаон бабочка.

Виды в даль

Северно чуйский  хребет — Мечта Сказка Красавица (Шавлинские)

Мечта Сказка Красавица Алтай Шавлинские

Ледники и снежные вершины с лавинами.

Снежные вершины

Бабочка махаон

Живность- бабочка в горах Алтая — Махаон

Спускаться вниз оказалось не так просто. Чудик Чулышман захотел спуститься не по дороге «шелкового пути» а по гребню пологой горы что вела относительно ровно вниз. Со стороны конечно это выглядило очень красиво, но не более чем. Нам же пришлось скакать по камням по неведомой тропе до самого низа с постепенным спуском вниз. Я отстал конкретно от всех, просто не могу бежать быстрее физически, рискуя чебурахнуться с осыпи или еще куда либо. К вечеру спустился, обломав планы Чулышману еще куда то там заехать к какой то местной «бабе Лене».

 

Вечер третьего дня мы встретили также как и второго дня в биваке. Я чувствуя себя полностью подавленным этим переходом быстро скуксился и забрался в палатку. Так и уснул, и не узнал что двое из наших устроили небольшое водочное шоу ночью, за одно и подмяв неприкосновенный запас под глинтвейн.

Яломан

Яломан

 

Алтай — Яломан — Катунь — кости белые

Кости на Алтае

Цветет багульник Алтайский, кустарником, красота неописуемая. Тут же летает Билайн — Шмель.

Багульник Алтайский

Багульник Алтайский

Багульник Алтайский и шмель

Шмель Билайн и Багульник

Багульник Алтайский.

День третий.

Выехали с Яломана и пошли дальше по Чуйскому тракту. В кои веки, спасибо Чулышману мы остановились в святом месте, где Катунь сливается в Чуей. Я ниразу не спешивался там, хотя это место проезжал множество раз.

Чуя и Катунь сливаются здесь

Чуя и Катунь

По пути дозаправились пивом, ибо купленное мною через оффшорную  карточку ОКПЕЙ в Бийске в «Мария Ра» стало заканчиваться. Как там в деревеньке  Иня сотовая связь брала, а «горшочного»  интернета не было (от МТС).  Пообедали мы в Акташе. Вполне даже ничего. Там же мы узнали по телеку, что весьма нам подпортило настроение что фашисты недобитки бендеровцы сожгли людей в Одессе заживо назвав их «майским шашлычком». Недоезжая до Акташа мы осмотрели тот самый легендарный порог «Бегемот», излюбленное место всех водников. Меня удивило что на пороге много табличек на скалах погибших водников. Если присмотреться в даль то табличек очень много по камням вдоль реки расставлено.

Порог Бегемот — Алтай Чуя, Чуйский тракт,

Порог Бегемот Чуйский тракт

Порог Бегемот

Сплавы

Заехали и на местное чудное озеро «гейзер», что выталкивает с огрмной мощью пески  со дна, образуя фигуры напоминающие вулканы и оползни. В озере живет рыба.

фото -Озеро — Гейзер - Гейзеровое Озеро за Акташ — Чуйский тракт. Озеро как раз являлось крайним форт постом, с густым еловым лесом. Выше этих мест лес практически прекращался в принципе переходя в редкие деревья, чаше тополь реже лиственница. Это уже ближе к селу Кош-агач.

Гейзеровое Озеро за Акташ - Чуйский тракт

Вечером уже изрядно подворчавшийся и подуставший Чулушман нас тоже немного неадекватных от длительного переезда довез до «Марсианских» просторов. Почему Марсиоанских? — Все просто здесь горы и холмы красного цвета. Здесь же уже начинается жеская пустыня с редкими травами и соляными болотами. Кузя чуть было в это болото и не ушел. Реки здесь бурные, мутные. А воздузх наполнен странными запахами метанообразного происхождения. До ближайшего села несколько километров. Чулушман нас разметил на одном из каменистых остовков, недалеко от разрушенного мостика. Наверно чтобы местные не зашли на огонек. А судя по деревеньке где мы проезжали края начинались уже суровые.

Типичное жилище на южном Алтае — дом без крыши (она тут ненужна, дождей нету). Кизяки в кучке, ими топят печку. Грунт камень, почва, и что после коровок осталось. Травы нет, деревьев почети нет, что осталось то уже давно высохло. Люди разводят только скот здесь. Есть вода  в реках причем чистейшая.

Вечер прошел также бурчаще и как заезд на эту пустынную землю. Фоткать я тут не стал, так как фоткать толком нечего, холмы пологие, да еще были в тени вечера, и красноту не так было видно. Собственно Челушман снова учудил,здесь уже учудил и я сам выдав форумулу пищи «ТАК». Это когда один предлагает кушать перед сном без мяса а я предлагаю тем кто думает иначе кушать тушенку ложками «ТАК». Челушман не сразу понял как так в «В ТАК» кушать тушенку. Я ему показал. Оказалось  кушать или что то делать «В ТАК» стало легендой в нашем походе. Ночь была более холодная, чем на Яломане и это понятно почему. Так что тушенка в ТАК пошла в реальный зачет, да еще полировка колбасой что я купил с Хатиком ее заранее.

День четвертый — выезд в снега.

Жизнь на Южном Алтае

Кизяки

Пустыня за Кош-агач

Кош-агачь Алтай пустыня

Марсианские просторы

Кошагачь это огромный населенный пункт, где живут монголы, Алтайцы, Казахи. Оказывается дома без крыши это у казахов такие. Покушали в замечательной столовке, с приветливыми женщинами поварихами, за одно и пообщались — они с нами как с путишествинниками. Покушали очень сытно. И даже не было изжоги от их еды. Я приятно удивлен и недорого и спасибо за качество.

Сам Кош-агач Фото- Кош-агач Алтай Чуйский тракт

Кош-агач Алтай Чуйский тракт

Вау тут есть интернет!

Поворот с чуйского тракта в сторонку заставы (+30 км еще с этого места)

Кош-агач

Снег и лед на реке за Кош-Агач

Проехав достаточно большое расстояние по пустыне, замечу по идеально ровной пустыне, перед самым подьемом на первый холм, улышман притормозил и сказал — здесь камни разбросаны по кругу большому, это местный СтоунХендж. Сбоку сооружения находится жетвенный камень ввиде гигантского кресла — кровати. Здесь все еще кто то кладет дары. Монеты, бусины, игрушки.

Жертвенный камень

Жертвенный Камень

Он же вид сзади

Вид сзади

полукруг камней виден и наш траспорт с этого места

Стоун Хендж на Алтае

Кош-агач в 30ти км от этого места — равнина!

Кош-агач

Пока мы любовались окрестностями утаптывая гравий вокруг этого каменного кресла из щелей священного жертвенника вылезли полчища настоящих клещей, я столько никогда не видел клещей!

Клещи из жертвенного камня

Далее нас ждала сама застава. про заставу я описывал в предыдущем путешествии на Укок в прошлом 2013 году, здесь

Застава — как застава, двое с автоматами, знаки границы, собрали паспорта. Пока проверяли гуляем курим смотрим окресности. Чулышман в это время в «вертикальном домике» громко дразнит орлов летающих над поляной…

Пограничник — конктник нам рассказал, что иногда местные пьяные в дым на 131 зила летают тут без остановки и сшибают шлакбаум. На нем видны швы сварки.

Застава

Граница

Граница

Сразу после заставы на берегу заледенелой реки мы увидели настоящих яков — высокогорных коров и быков всех мохнатых как игрушки. Остановили «Кузю» и побежали их фотографировать. Диковинные звери испугались и пошли в отсупление за долго, как я начал фото работу. И тут я понял что как круто мне помогает новый coolpix p600 c 60х кратным зумом.

Яки на Алтае

Яки

Яки

Да и виды стали по суровее здесь, едем по дороге на Джазатор, поднявшись уже к отметке 2000 над уровнем моря. Чулышман остановил Кузю для небольшой профилактики перед выходом на сверток трассы. Я тогда и не предполагал что нас ожидает.

Дорога на Джазатор

Джазатор дорога

Живность здесь же на этой дороге…

Гуси горные

Цапли

Цапля

Фуфлик

Стоило было сьехать с трассы как сразу встретили разрушенный мост и бурную реку в снегах. Эту преграду «Кузя» взял с достоинством без помарок, под звуки из к\ф Индиана Джонс. Но это был первый радостный и к сожалению последний прорыв за этот день. Следующие сотни метров что мы прошли по дороге закончили большим снежником. Снежник не простой, он сырой, и под ним масса воды. Народ то есть мы, даже и не представляли как в это влезать. «Кузя» застрял буквально сразу, повиснув на мостах в снегу, вертя колесами. улышман сказал вылезать брать лопаты и копать. Никто не был готов к такому раскладу. У людей ноги были в шортах (жарко днем) и кроссовках. «Снег — привет» встретил и я, так как мои горные высокие трекинговые ботинки я нашел не сразу. Да и они не помогли, первый шаг в ботинках все равно что  их и не одевал, взмокли вмиг. Шуткли ли дело проваливаться в снег по самый хХх в снег?

Фото разрушенный мост водой, видно что дорогу размыло в трех местах, а дальше снег

Сверток с трассы на Джазатор

Ручей под этим мостом фото — сам ручей

Ручей речка со снегом

Продолжение «Снежная часть и сами Джумалинские Ключи» читаем здесь



4 комментария на «“Шелковый Путь -Джумалинские Ключи — Укок — Алтай — отчет — часть 1”»

  1. Николай:

    Спасибо за видио. Вспоминаю , как приходилось работать на Руднике. Вот так нас забросили зимой на рудник Правда тогда там сохранились 3 дизель-генератора, система была разморожена, пришлось восстанавливать.Годен был 1 маленький дизель — генератор И его хватало для освещения и отопления бытовок. Потихоньку все отремонтировали и стали добывать руду.

  2. Марина:

    Такие якии пушистыеее… красивыее… Мордасик у «Кузи», очень симпатичный.. прям живой.. а вот в снегах и правда был пиздец… не прикольно не фига ковыряться в снегу с лопатами.. Фуфлик воще супер, лапочка такой.. рыжик.. ммм.. так хочется туда.. все своими глазами посмотреть потрогать, понюхать..

  3. lelya:

    я бы присоединилась через годик, как раз денег прибавиться)

  4. Рашидова Валентина:

    вот точь в точь всё правильно !!!утверждаю , как свидетель каждого дня !!! видео классное получилось!!

Добавить комментарий