Конный тур на УКОК Горный Алтай, вдоль священно Ак-алаха

Главная > Конный тур на УКОК Горный Алтай, вдоль священно Ак-алаха

Конный тур на УКОК Горный Алтай, вдоль священно Ак-алаха.

Конный тур на Укок АлтайДанный конный тур есть продолжение по моему плану серии туров на Алтай. Предыдущий тур был водный по «Чуе — средняя Катунь». О Водном туре можно почитать и посмотреть здесь.

Средства на данную экспедицию я заработал в феврале благодаря компаниям MMCIS Inc и MILL TRADE как дивиденды по инвестициям-вкладам  и партнерским программам этих компаний.

Подробнее о Компании MMCIS читать здесь.
Подробнее о Компании MILL TRADE читать здесь

Конный тур изначально планировался и оплачивался как конный переход Джазатор — Тюнгур. И перед самым отъездом на Алтай мне позвонили и поменяли тур на «УКОК» из — за сошедшего селя. Мой отет был «я готов за любой кипишь кроме голодовки».

Выход на конях планировался 20-го июля. Команда собралась сразу практически. Инструктор Людмила нам была выделена. сего команда получилась двое «холостяков», две семейные пары, и три дамы без пар. Очень долго проволынили со сборами, и выехали уже ближе к обеду на нашу беду.

Нас ждал Великий Чуйский Тракт. Я заснял много кадров на видео и разместил их в «Конном фильме», врезав небольшими участками. Идеальная погода нам только способствовала быстрому продвижению.  Перевалы Семинский и Чикетаман мы прошли на одном дыхании. На Чикете я людям показал старую смотровую площадку.

По пути покушали в Белом Боме, на этот раз тут питание оказалось приемлемым. А солнце уже начало клонить к вечеру, касаясь горных вершин уже оранжевой подсветкой предзаката. Проши Курай и Курайску степь. Здесь начали менять трассу на новую, содрав полностью асфальт до камней, создав пыльную серую ленту, «монгольский асфальт». К Кош Агач мы приехали уже под закат когда солнце уже коснулось края Чуйской равнины. Над горами котловины гугли дождевые тучи причудливых форум, с бородами до самой земли.

Я в КОШ АГАЧ

Алекс в КОШ АГАЧ

В Кош Агач заправились, немного пересадили людей со второго мини автобуса на УАЗ-ик и поехали дальше. Выехали по направлению Заставы на Джазатор.  Уже вечерело. Уже было ясно что мы к Джазатору пойдем на ощупь фар.

Вечер на Чуйской равнине

По дороге я выпросил чтобы остановили у Стоун Хендж-а. Кто помнит, это мегалистическое сооружение созданное неведанными силами из огромных камней разбросанных по кругу. Самые крупные камни диаметром по 4ре метра, и весом несколько сотен тонн. На краю циферблата находится массивное каменное ложе — кресло со спинкой — стоит на краю каменного  комплекса, скорее всего это  жертвенник, где до сих пор лежат дары местным духам в виде бус, гильз, монет, пуговиц, бусинок и детских игрушек.

Из разных источников я читал что этот комплекс был создан в седые времена неведомыми силами, и по версии связано с сохранением края от потопа, когда в этих краях плескалось огромное море — озеро. Где то рядом в этих краях по легенде есть окаменелая лодка с казаном в ней, ложка находится на одной из близлежащих гор. Кто выложил этот циферблат из камней — неизвестно. Село Кош Агач находится с 30 километрах от этого места. Само название «Кош Агач» переводится как «одинокое дерево». Селу более 100 лет, и оно как песчинка по сравнению седыми легендами этого комплекса хранителя невиданного времени. Может здесь скрыт секрет пути в Шамбалу?

Сами местные как то стараются отмалчиваться про это сооружение.

Я здесь проезжал уже не один раз, а сам комплекс показал мне тов. Чулышман (Вова) на УАЗ-ике «Кузя», когда мы здесь проезжали в экспедицию в сторону УКОК на «Теплый Ключ» (Джумалинские Ключи). Чулышману, за что ему большой биг зур Рэхмет.

Жертвенное Каменное кресло на Алтае недалеко от село Джазатор.

Алтайский Стоун Хендж - каменное жертвенное кресло с дарами

Каменное кресло

Тем временем солнце уже моргнув рыже- красной лентой ушло в пучину чернеющих гор, а мы поехали дальше. У застаы нашу орду тормознули погранцы. Стали проверять паспорта. Оказывается вв соседней группе паспортов не было — «ну олени блин». Тут мусорное ведро страшно вынести порой бывает во двор (один раз меня ОМОН в пол воткнул у подъезда в тапках  когда я мусор выносил), а ни без паспорта на границу с  Монголией, Китаем, Казахстаном  без паспортов дернули. Люди отжигают.

Их развернули обратно, а наша ГАЗЕЛЬ прошла. Мне отдали паспорт не доверчиво удивляясь что я не похож на фото на паспорте. Так там мне 25 лет, а щас 39, разница же есть. Солдатик на что ответил — я Вам верю вас глаза добрые. Пока ждали добро от погранцов, нас реально подьели комары, пришел от куда то холод, и наши футболки и шортики стали неактуальными.

Полетели дальше уже по ночи. Дорога здесь не простая. Ехали на ощупь фар. Удивительно и все же несколько раз мы чуть ли не налетали на конных всадников местных жителей — молодых парней, причем не одиночных. И так на одном дыхании и напряжении мы доехали до поворота на «Теплый Ключ», потом до Гидростанции, что питает Джазатор, и вот он сам шлакбаум! Ура Ура. Шлагбаум пограничного поста въезда у село Джазатор. Над селом стояла темная темная горная ночь. Водила по началу растерялся куда ехать.Дороги то не освещены никак, все в поворотах по селу, и как я понял он не знает куда поворачивать. Водители пошли на ощупь искать дорогу двух транспортов наших. Да, я забыл сказать, нас ехало две команды, одна на малый Укок (короткий недельный тур) и команда на полный УКОК на 12ти суточный тур. Разместились в домике на Базе «Кабарга» Альберта, что помогает здесь с конями и размещением. Домики, я здесь был в прошлом году, вполне достойные с печкой и кроатями. Можно вполне уютно здесь проживать. Поужинали уже в третьем часу ночи и легли спать. Спали как убитые. А утром начали сборы разделение вещей на нужные ненужные. Помогая друг другу выбирать что брать, а что нет, с собой в поход. Заполнять этим добром арчмаки (переметные сумки для коня), мешок драйбэг, да и сами как то одеваться по конному.

И на улицу выбирать коней уже после весьма сытного завтрака.

Рыжий конь и я

Я выбрал себе самый первый, рыжего коня. Впрочем как и в прошлый раз. Также был на первом моем походе на Укок  2013 тоже рыжий покладистый конь. Этот конь тихо спокойно подпустил к себе, дал себя потрепать за ухо, перебрать все веревочки на себе, в общем потом мы стояли рядом долго голова к голове обмениваясь запахами и может даже насекомыми.  Как родные.

Конюхи у нас были новые. Дед Сергей и Дамир местные жители с Джазатора. Канай, что был в прошлый раз пришел нас проводить, ему что что то незаздоровилось на этот раз.

Выехали мы после инструктажа, как и год назад, прошли через Джазатор. Пыля дорогой мы резво пересекли село и затерялись в лесах за селом. Дорога сухая, дождя похоже не было давненько здесь. Сразу за рекой джазатор в поле мы увидели двух больших цапель. Цапли так и не хотели улетать, даже когда за ними увязалась собака конюхов.

Цапли

Далее мы перешли через ручей реку Судобай и поднялись по крутому склону на предгорья перевала Карабулак, что поднимается до 3100 над уровнем моря местами и является воротами на Укок.

Далее мы шли все вверх и вверх матая километры все дальше и дальше от Джазатора. Впрочем по этой дороге я ходил в прошлом походе на Укок только в обратном направление, с Канаем конюхом и проводником.

На очередном небольшом болотистом «цирке» Судобай речки мы  разбили бивак, там как раз находится зимовье охотников — скотоводов заброшенное. Привычный мне уже дом по прошлым походам — сруб без крыши забросанный дерном и поросшей на нем травой. Внутри дома железная печка обложенная камнями и дервяные палати для сна, стол из досок и лавка у маленького окна покрытого осколками стекла.

В прошлый поход мы проходили куда дальше и выше. Я только потом понял почему. У нас было много коней, и каждому коню на ночевку надо много пространства. 14 коней увы не могли разместить там, где мы стояли в прошлый раз год назад.

Первая ночека в палатках. Привычный ужин суп+салат, потом игрища. Вторая группа шла с нами на малый УКОК, поэтому те ко хотел играть в большие игры ушли к ним а мы остались гонять «дурака» в обычные карты. Да попивать различные огненные напитки, да знакомится. Когда меня очередной раз торкнуло я снова начал гнать на полушаманском свою миссию на Алтай и про пим во всем мире. Конюхи меня как я понял не поняли вовсе посчитали за ненормального. Я достал варган и сбацал несколко мелодий после того как один из них спросил — чей инструмент, я его на юбитейку выложил когда в карты играли на скатерть.

Когда окончательно стемнело мы разошлись по койкам.

Следующий день. прошли через болотистые заводи и кусты Судобай и поднялись через знакомые мне стоянки, мимо горы «пирамида» выше и выше, справа, минуя уже редеющий лес на склоны перевала поросшего березкой — монтаной.

Лес на перевале

Лес у перевала

А выше лес уже заканчивался, подьем на перевал был уже голый, поросший березкой кустарником:

Перевал Карабулак

Уже выше, цветы и травка с кустами стали отставать и уступать место суровым курумникам, из битого зеленого камня и рыжим лишайникам на этих камнях. Курумы размещались очень интересно и необычно, я еще в прошлом году назвал эти курумы «языками дракона», за их извилистую вытянутую стреловидную форуму, как будто здесь треснула почва и из недр были выдавлены камни разжованные до небольших камней, а потом они снова обрушились в расщелину и застярали там, образуя чтото вроде спины или языка дракона.

Там же уже ближе к вершине перевала нас застала гроза, проходившая мимо, поливавшая долину из соседнего каньена. Гроза гулко поприветствовала нас на перевале.

Гроза на Переале Карабулак

Перевал Карабулак — ворота на УКОК

Вид на Белуху — самую высокую гору в Сибири

Вид на Белуху

Перевал Карабулак - ворота на УКОК

Вид на гору Табын-Богдо-Ола в Монголии

Перевал Карабулак Вид на УКОК

Перевал

Немного перекусив на недружелюбном ветру мы начали спуск с перевала в сторону УКОК. Здесь как раз начинает и берет свое начало река Карабулак. Сначала веселый детский ручеек под камнями, капающий каплями. Потом звонкая купель в травах, журчащий ручей, что перешагнуть «Гулливером» можно. Далее уже река, ворочащая камни. В речку впадают справа еще дин ручей из каменного «цирка» где находятся цепь из талых озер среди камней. Мы спустились ниже, вдоль одного одного из озер отправились еще дальше. И в этот момент нас настигла туча. Бронебойный дождь быстро забарабанил по нашей одежде. Кто был  тряпичном сразу промок до тела. Женский пол сразу взвыл. Самое что ужасное в этот момент мы перемещались по пронизанному водой болотцу и спешиться тут было очень неразумно. Пока дошли до края болота дождь шутник улетел. Вот так вот УКОК нас и стретил. За повтором нас ждало место следующей стоянки.

Аналогично как и первый вечер мы расседлали коней развели их по полю кормиться, и сами поставили палатки. Дров тут небыло, и все же чудесным образом за камнем большим на повтороте наши пару больших заныканных бревен. Видать их специально для туристов на маршрут приволокли. Чтобы костры на стоянках делать.  Вечеро выдался суровый. Гремело и сверкало, то начинался то принимался дождь. В общем мы быстро залезли по палаткам и уснули.

Карабулак

Кони

Утро третего дня. Всю ночь шел доджь, все утро шел дождь. Вылезать не хотелось. И все же конюхи приняли хитрый прием. Крикнув «Каша», люди вставайте и зазвенели в крышку котла. А мы в это время проснулись. И в тихоря открыли тушло и заедая ее ржаным с тмином хлебом гоняли»дурака » в карты, запивая огненной водой из пластиковой бутылочки. Разумеется, вылезать ой как не хотелось, да и огненная вода расколошматила и нахлабучила очень так крепко. А нам еще на конях идти дальше.

Самое смешное, что как только мы раздавали карты тут же начинался дождь! И так много много раз. Волшебные карты.

Вылезли все же. А там никого. Стоит казан на огне, и ничего и никого только конюхи смеются. Над нами смеются — пошутили они.

Пришла Людмила и сварила хавчик. Покушали. На момент еды и сборов как раз прекратился дождик. Когда я предложил раздать карты на меня посмотрели неровно и недружелюбно.

Собрали пожитки и выдвинулись дальше на Ак-Алаху. Река нас ждала. На повороте реки на запад наши дороги с другой группой разошлись. Они ушли вниз по течению Ак-Алаха, а мы вверх. Только шли мы не долго, брод впереди нас ждал. А пока шли по тропе, отличная погода нас радовать начала, по травам да по дороге под солнышком, да Дима фляжечку волшебную все из кармана доставал и делился со мной. «Два ковбоя» так нас и прозвали. Я и Дима шли впереди колонны и успевали тянуть из флажки. Толи не замечали нас то ли делали вид что мы пьем чай.

Брод Акалахи представлял собой три рукава реки, полной белой воды, размазанных по ширине, от чего река стала мелкой в этом месте, не смотря на большую ширину. Кони ее переступили только по колено. А вода в Ак-Алахе действительно очень белая. Я в прошлом походе про эту реку много писал, мы стояли здесь не далеко ниже по течению километров так на 5ть примерно в прошлом году. Именно на этой реке нашли принцессу УКОК которой 2500 лет,  »линзовом» захоронении. Сруб заполненный водой, заледенешей. Сейчас она хранится в музее  Горно Алтайске.

А наш путь шел в поля и холмы на юго-запад от Ак-Алаха в сторону, вдоль очередного ее притока выходящего из большого озера что у границы с Казахстаном и Китаем, озеро Кайджин-коль и озером Кайджин-коль-бас.

На той стороне Ак-Алахи стоит изба, зимовье, там мы и пообедали сух пайком. Я немного полежал на палатях в тени в избушке. И снова в  путь. УКОК холмистое плоскогорье что то среднее между равниной и гористой местностью, по этому мы с Димой хорошо расскакали под фляжечку своих коней. Внезапно у Димы лопнули ремни на арчмаках — один из двух лямок, и мешки катострафически повисли на попе коня. Мы становились и позвали конюха. Но конюх сделал не совсем то а это унюхал что мы пили что то горячее. Нам с Димкой стало как то чутьк аж даже стыдно. Мешки временно починили связав их куском аркана.

Продолжили путь вдоль серебристого журчащего большого ручья верх против течения по его берегу по еле заметной дороге, двухколейной!!! Здесь проезжала машина!!! Вдруг я услышал визг как ребенка, подскакал поближе и вижу картину: Большой сурок — байбак подняв руки — передние лапы к верху как здается, кричал как ребенок разинув пасть, и выпучив глаза, а собака конюхов «Барс» (большая белая лайка) пыталась его укусить. Я понял что Байбаку пришла хана.. Дамир спешился (Конюх) и наступил на Байбака сапогом и долго давил ему голову. Я не смог на это смотреть, и поехал дальше. За спиной крик повторился и затих. Я получил что то тяжелый груз на весь вечер.

Да так получилось, забегая вперед, что собаки шкуру этого несчастного байбака оттащили именно к тому месту где лежало мое седло, во время стоянки. И это после того как я в первую ночевку говорил про мир и любовь к природе, и что собак можно тушенкой накормить со стола… Конюхи меня не так поняли..

Стоянка у нас была на берегу таинственных озер Кальджин-Коль и Кальджин — Коль — Бас. Озера охранялись охранником. Местный с Джазатора казах, жил здесь в палатке и охранял озера со своей собакой. Озера есть частные владения для разведения рыбы. Дров здесь нет, ибо высота здесь около 2000 метров над уровнем моря, охранник довольствоался щепой от бревна, что тут же лежало. Толи его приволокли специально или привезли может на вертолете.

Стоянка на Озере

Озера

Ночь прошла спокойно, я как всегда ушел спать раньше всех, просто хорошо тут спиться. Ночью то принимался то отпускал дождик, казалось порой что вся вода небес пришла именно на УКОК. Хоть и под шелест дождя и хорошо спиться.

Утром собрались, дождя не было. Приготовили еду, собрали палатки и было начали по коням рассаживаться, как вдруг налетела туча синяя с Казахстана и обдала нас просто невероятной силой града. Град был мелким и все же бронебойным. се мы спрятались за конями повернувшись спинами а кони хвостами к стихие . Секущий град нас стегал не долго.

После выглянуло солнце и мы выдвинулись. Обогнули озера справа и поднялись по карликоввой березке на перевал все выше и выше. Дорога через перевал оказалась не легкой. Чем выше мы поднимались тем скалистых серпантинов приходилось проходить «гармошками» на конях. «Гармошка» — тропа по кторой через каждые три шага надо поворачивать то вправо то влево.

На верху перевала нас ждал дождь. Дождь с ветром, разгоняемый на огромной скорости и бьющий в лицо. Вода потекла как из реки сверху. Моя шляпа превратилась в душ. Мой хваленый костюм за 4000 рублей непромокайка промок, причем  причинном месте где я соприкасался с седлом. Люди взвыли от ужаса. Не у всех оказалось наличие непромокаемых вещей. Одели военные зеленые резинки «ОЗК», но не у всех кони были согласны нести «зеленых человечков». Кони сами были в шоке от такой погоды. Началась  паника. Я своего коня, по просьбе конюха передал даме чей конь не любит «ОЗК». Кони немного успокоились и мы двинулись дальше, по высокогорному болоту, где рождаются реки —  ручьях, все выше и выше. На самой верхатуре, на короне «коренного зуба» горы снова выглянуло солнце, по голым камням, как по марсу или какой другой планете мы молча шли осматривая себя и фиксируя потери одежды от дождя. Мой «новый» конь, увы не повезло, стремена оказались «для хобита», та дама была  невысоко роста, в народе называемых «тумбочками» из аз комплекции, от чего мои ноги  стременах чуть ли не до плеч доставали. Ох я и намучился с этим конем. Конь оказался не только сильным но и виртлявым как глиста,с длинной шеей. С таким по горам ходить лязать опасно.

Перевал мы перешли, молча фиксируя и провожая глазами одинокое Овва на ветру на скале вдоль дороге. А дальше нам открылась далина — точнее коньен с рождающейся рекой из мелкий холодных и прозрачных луж — озер. Мы начали неспешный спуск. И друг снова кипишь. Дамир а точнее его собака задавила снова байбака. Дами свистнул деду Сергею. Нодед не остановился и пошел дальше. Дамир так и остался стоять выдвину перед собой несчастное животное растянув у него лапы в право и влево. Позже оказалось что Дамир байбака там и выбросил. Я снова в шоке.

Первый привал в пути — «сухпаек» на ветру. Народ в оципенении и уже в «зоммбо» состоянии готовый буквально на все, лиш бы вернутся или добраться до стоянки Проглотили по куску хлеба со сгущенкой, «кобачковой\баклажанно икрой, шпротами и т.п., запили холодным из бутылок чаем, да отправились дальше и дальше, по каменистому крутому склону гармошкой вниз. Снова дождь. Кони смотрят на 45 градусов вниз, а  низу где то там змеится речка, «Внуково ваш рейс заходит на посадку, пристегните ремни» — подумал я. Мой новый конь стал сопротивляться не хотел идти, как уж крутя шеей ни туда ни сюда. Дамир мне орет — ты его делай перед, толкай! Управляй конем!…

Кое как коня я протолкнул вниз, спустились по камням до более менее ровной площадки — тропы среди карликовой березки. Где — то внизу, виднелись темно зеленые заросли деревьев, а еще дальше ниже были видны темнозеленые пятна леса. Нам примерно туда — сказали конюхи. Народ вымотался уже и молча кивал головами. Тропа пошла по березке и болотам ысокогорья, постепеннос нижаясь низ, и пересекая ручьи, чакающие под копытаи лошадей в торфянной жиже до самых камней на дне. Пешком без лошадей проходить тут очень тяжело, проалиться до колена обычное явление в болотистую массу из перегниших за тысячи лет множество однообразных растений.

И вдруг. Там медведь! Сказал Дамир. Я сам медведя толком разглядеть смог только спустя несколько минут. Мишка прятался в кустах и увидев нас побежал по склону пологого холма-горы в даль.Я только увидел как подпрыгиает его голова над кустами в дали.  Дамир умчался за мишкой. У него было ружье. Эх ушел бы мишка.

Мишка ушел, Дамир нагнал нас позже. Мы тем временем спустились уже до кромки леса, в долине гор, на берегу орущего гудящего как Шереметьево горного ручья — даже реки. Стоянка уже была рядом, это чувствовали и мы и наши кони.

Поляна для стоянки находилась за лесистым отрогом горы, прикрытая  ямке за горой, от ветров.