Алтай рафт сплав Чуя-Средняя Катунь и Большой Конный переход через Укок

Главная > Алтай рафт сплав Чуя-Средняя Катунь и Большой Конный переход через Укок

Алтай рафт сплав Чуя-Средняя Катунь и Большой Конный переход через Укок.

Алтай Алекс - месяц на АлтаеДанное путешествие я придумал себе еще в начале года. Цель — побывать на Алтае в активном путешествии в течении месяца. Посмотрев сайт компании «Чемал Тур» я нашел два состыкованных (близких по времени) тура «водный» и «конный» длительностью как раз около месяца. Туры я приобрел заранее, в марте начала года. И эти туры пришлись как раз в июле, приходящихся причем на мою днюху.

Средства на данную экспедицию я заработал в феврале благодаря компаниям MMCIS Inc и MILL TRADE как дивиденды по инвестициям-вкладам  и партнерским программам этих компаний.

Подробнее о Компании MMCIS читать здесь.
Подробнее о Компании MILL TRADE читать здесь

Экспедиция.

В Новосибирск я добрался на поезде, с расчетом вечернем прибытием, чтобы минимум времени провести в Новосибирске.
В Новосибе меня встретил один из моих партнеров по инвест проектов, здорово мне помог, купил мне спальник. Спальник в замен предыдущего, погибнувшего без славно в пожаре от горячего огня лампы тов. Хатика в предыдущем походе на Алтай.

Провели время в ресторане «Тинкофф», там я познакомился с такой штукой как «ракета». Этакая большая цистерна из стекла с рисками показывающими литраж, и декоративным оперением. Литраж «ракеты» составил 3.5 литра, свежего не фильтрованного пива.

Тикофф в Новосибирске

Сам ресторан — бар оказался весьма интересным по оформлению. В нем можно было не только покушать и попить пива местного приготовления, а также купить товары сувенирные от «Тинкофф». Кружки, толстовки, бейсболки, футболки…
В целом мне заведение задушено понравилось. Особенно я отмечу, что там мне сделали скидку аж в 20% при оплате с карты ТКС банка.

После «ТКС бара» я понял что у меня «сдох» мой фотик, я хотел сфоткать Луну, над ЖД вокзалом, но он мне показал разряженный аккумулятор, я был очень удивлен, так как его заряжал перед поездкой, но не проверял правда результат…

Я прибыл в Барангол по расписанию на автобусе. Людей в автобусе было не много, я сразу отметил потенциальных  туристов попутчиков на мой первый, водный маршрут «Чуя-Средняя Катунь»… Погода откровенно меня порадовала  приветливым солнышком и даже жарой на ставшей уже мне родной базе «Карона Катуни. Я сразу узнал администратора Татьяну, поздоровался,  и стал искать кого либо мне известных инструкторов. Увы никого так и не увидел, немного опечалился. Предстоял
завтрак, я как раз хотел познакомиться на завтраке с нашей группой. Но увы люди были все с разных других маршрутов.
Завтрак простой, детская каша на воде, которой я привык в школе кидаться с ложки в столовке, творожная запеканка, да чай.

Наша группа определилась не сразу, она была «рассеяна» другими более большими коллективами на другие, более простые маршруты. Оказалось, что часть людей приехало на автобусе, четверо человек, и а остальные люди должны были подтянутся с другого закончившигося тура — маршрута. Первые трое, мы, нашлись и я сразу раздал «ЦУ» на тему сходить и взять »разливнуху» в соседнем, уже проверенном мною ранее магазинчике. И с этим «разливным» мы в тенечке начали наше знакомство.
Я сам Алекс, бравая Наташа с Томска, и Антон с Новокузнецка, вся наша бравая бригада. Чуть позже подтянулась девочка с Москвы, Елена, немного потерявшееся скромняжко. К нам подошел инструктор, назвался Андреем, я его не знал ранее.

Молодой стройный парень с короткой стрижкой. Я сам конешно , ожидал мне изестных ранее
интукторов Диму и Андрея (в очках). Увы. Андрей сразу нам предложил выбрать «гидры» по телу, понятное дело что гидру надо подбирать и не факт что они останутся более уютные если я буду щелкать клювом. Подошла третья, с красной полоской на боку, за что меня Андрей и назвал «Человек Паук».
Девчонки также подобрали себе костюмы, мы растусовали вещи, на нужные и ненужные. Ненужные сюда на склад, я как всегда удивил всех — у меня с собой было аж два ноутбука. В Кучу я скинул и поврежденный фотоаппарат, он ибо так и не захотел заряжаться. Это была для меня очень критичная подстава.

Ожидая пополнение нашей группы, я Антон и Наташа сходили на мини рынок в Баранголе и закупили там варганов. Как раз на месте я немного научился «варганить». Пока ходили, подтянулась остальная часть нашей веселой команды. Парень с Красноярска и девчонки сестрички, по-позжа названные мною «лисичками» с Челябинска. Лисички были даже весьма сипотными.

Выехали. Андрюха инструктор очень хотел нам понравился поэтому работал на публику по полной программе. Даже согласился заехать в Онгудай и дать возможность мне купить еще один фотоаппарат. Что я и сделал разумеется.

Трасса стандартная, с. Барангол — с. Шебалино — Семинский перевал — с. Онгудай — перевал Чикетаман — Инья — Чуя Азы — Белый Бом — Чибит (не доезжая Чибита поляна у притока реки Чуя ручья Боки.
Мы ехали на «Газели», на перевале Чикетаман машина вскипела, и мы немного «побатонились» так и не доехав до вершины перевала.
Всю дорогу я травил байки и истории, что я уже знал на этот момент. И очень был удивлен, что Андрей этих историй не знает. Он сам с интересом слушал разные байки и смотрел на мои руки посмотрите на право посмотрите на лево», пока мы ехали на место стоянки. Да, место стоянки я отмечу особо — это та та та самая стоянка, с которой у меня и началось знакомство с Алтаем.
Благодаря госп. Хатику в 2011 году я познакомился с Алтаем и водниками на практике, прожил на этой стоянке где то 10 суток, участвуя в пригортке еды для команды водников, участвующих на соревнованиях в это время «Мажой Ралли 2011″ проходивших недалеко выше по реке Чуе.

Поляна Хатова (водников) у притока Боки

Чую разлило очень конкретно, много малых рукавов появилось на нижней поляне:

Поляна Хатова

Наш Рафт и Поляна Хатова

Оказывается, что рафт и катмаран (страховки) уже отвезли на место старта ранее на УАЗ-ике «буханке» двое парней из «команды страховки». Они же подготовили лагерь, костер к нашему прибытию.

Первый вечер, никто и не сомневался, что будет «батонистым». Мы сразу налегли на пивасик, расселись округ костра. Откуда то появилась водофка, я даже и не понял откуда.
Началось наше знакомство. Страховка двое молодых парней Азат и Женя, инструктор Андрюха и мы команда, точнее «экипаж» из семи человек. По палаткам мы разделились «как получилось». Лисички — палатка, Наташа + Елена палатка, Алекс +Антон + Павел — палатка. Во сколько легли спать я так и не помню, говорили люди что я там начал шаманить с варганом, сбрызгивал водофку в костер и говорил непонятные слова… на хорошую погоду и добрую дорогу..

Утром проснулся, в полном порядке. Облачились в гидры, тем временем солнце припекло и в гидрах стало очень жарко. Сборы самое долгое и неприятное занятие. Прослушали инструктаж и погрузились в рафт. Я на правый борт, сразу за носовым. Девчонки сзади. На первом же пороге за поворотом, Пашку смыло за борт волной. Парень не держался ногами и не ожидал что так рафт будет раскачивать.

Следующий порог «Сумеречный» мы стали осматривать с берега, зачалившись, и фотографируя его серые рычащие водные валы Чуи. Порог прошли на одном дыхании. Даже испугаться не успели, среди криков греби, пролетели его на огромной скорости.

Порог Сумеречный Чуя

Далее мы шли по Чуе, не в сранение с уже известной мне рекой Катунью, по принципу успей обогнуть скрытый огрмный очередной сливной камень, даже не тобы опрокинутся, а чтобы
не порать рафт или застрять на камне. Чуя река более мелкая чем Катунь.
река Катунь по сравнению с Чуей куда грандиознее и массивнее да и куда будет глубже.
Все же Чуя является вторым по массивности притоком Катуни, после реки Аргут. И предсталяет собой оличную трассу для одников, особенно большую воду. А большая вода как разу у нас и была.
В предыдущем походе в июне я как раз рассказывал про потопы на Алтае, и внезапные дожди, что спустили с гор много воды подняв реки, вот эти остатки воды продолжали гнать воды по рекам.
Впереди нас на завершение второго дня путешествия ждал легендарный порог «Бегемот». Его много есть на различных видео, фото отчетах и рассказах водников — туристов. Теперь предстояло и мне
вписаться в историю прохождения данного порога. Порог «Бегемот» начинается сразу под мостом, и географически находится перед водопадом «Ширак».

Порог Бегемот и я АлекZ

Бегемот и я АлекZ

Бегемот и AlekZ

Порог Бегемот

О самом пороге я писал в предыдущих своих рассказах походах на Алтай и снимал его бурлящие воды, точащие огромные валуны уже сотни а то и тысячи лет, вымывая в камне пещерки, гроты, ямки, полируя каменную поверхность. Перед прохождением данного порога мы конечно же его осмотрели, зачалишись по ходу движения реки к левому берегу. Прошли порог по левому берегу до самого крайнего места, где можно было пройти в принципе, по камням.

Осмотрели все грандиозные сливы водных валов, порогов и то самый разрушительный
легендарный «акулий плавник» — огромный камень, через который вода льется разбиваясь на два бурлящих потока, создавая ощущение что это несется огромная черная акула вверх по реке…
Как проходить это все я вообще не понимал, надеялся на размеры рафта что он просто задавит размерами своими эти пороги, или перешагнет их. Стартовали. Люди ни я ни вообще даже инструктор не предполагал как мы были готовы к прохождения этого «слаломного комплекса Бегемот». Для отчетности попросили нашего водителя из сопровождения снять все на мою идео камеру.

Разогнались перед мостом на веслах, под мостом нас сразу кинуло резко вниз, потом вверх по сливу в бочку. От удара рафт сразу же потерял скорость и его закрутило на месте. Тут же выяснилось что смыло одну из Лисичек — Елену. Она как то сразу показалась у рафта и схватилась за мое весло. Я схваттлся за нее и начал вытаскивать. Вытаскиать получилоськ ак то неказисто, я пытался это сделать одной рукой. Андрей орал чтобы я развернулся и схваился обоими руками.. Девченку достали из кипящей воды, и оказалось что вода сорвала у неее зашнурованные кеды.

Пока доставали правый борт абсолютно потерял ход и стал неупраляемым. Нас кидануло еще один раз на следующем сливе, и кое как успев развернуть уже кормой по течению влетели со всей дури в «Акулий плавник», он дваился в борт и посчитал все наши весла. Расколбас получился как на картине «9ий Вал» Айвазовского. наша команда практически была
вынесена и раскидана порафту, народ держался как мог грести толком было некому. Следующие два слива порога мы прошли уже практически «самосплавом» на малоуправляемом рафте.

Чуть ниже, находилас поляна где мы и остановились на ночевку. Весь вечер предстояли обсуждения прохождения порога. Елена была в шоке, она ттак и не поняла что случилось, и как так река поглатила ее кеды.

За одно сходили на водопад «Ширак» где мы постояли под холодными струями водопада, отмыв от себя все страхи и пот после прохождения первых порогов. Легенда водопада очень романтичная и суровая. Речь идет про девушку, что бросилась со скалы с маленьким братишкой что бы не попасть в плен…

В водопад я естественно залез, как гора усталости была смыта в миг льющимся струями, на видео есть запись этого момента.

Водопад Ширак

Водопад "Шерак"

Виды Алтая  с водопада Ширак

Виды Алтая с водопада Ширак

Чуйский тракт у Водопада Ширак

Чуйский Тракт

После водопада мы зяв мячик пошли играть в «картошку» с вышибаниями. Наигравшись по полной программе мы перешли на футбол, разделившись на де команды. Замес получился жоскоатым, люди бегая и дерясь за мячь дарилвали друг друга сеняками, подножками, падали в траву и в коровьи лепехи, что были округе достаточном числе… Играли мы очень дого до изнемождения. После игры понятное дело мы полезли разгоряеннные в Чую отмываться.
Ближе к ночи начался дождь, а мы играли в игры и пили огненную воду. В процессе вечера сало ясно что Бегемот мы прошли отвартительно и надо это дело переделать. Сначала я восспринял это как шутку.
Откровенно — лезть второй раз в этот кипящий бурлящий поток ох как не хотелось.
Утром все и случилось, рафт отвезли до моста на УАЗ-ике, далее мы его на руках отнесли до места старта. Сначала прошла «страховка» на катамаране. Получилось так что наif команда была усилена Женей из страховки, а на катамаран разместился водитель с УАЗ-а. Катамаран прошел Бегемот идеально, как на соревноаниях. Мы пошли следом.

Чувства конечно были не очень. Из серии «а может ненадо…». Разогнались перед мстом, влетели в струю, удар, прыжок, разворот и гребем дальше, пролетели следующий слив, и акулий плавник уже мимо.
Выгреблись практически идеально. Сразу отметил что «расколбасный» вариант прохода куда «интереснее» чем нормальный, качественный. Прохождение это снимала Елена на экшен видеокамеру закрепив ее у себя на шлеме…

Продолжаем прохождение дальше. За бегемотом находится несложный порог «слаломный» представляющий из себя длинную шиверу, похожей на старую стиральную доску из больших волн Как раз в этом месте проходят соревнования «Чуя Ралли» и находится большая поляна, где каждый год собираются сотни и а то и тысячи водников сплавщиков со всех уголков России а то и СНГ.

Тихий участок на Чуе можно пофоткаться

Чуя вид на горы перед Белым Бом-ом

Чуя вид на горы

Далее мы полузасыпая прошли хорошее расстояние, минув Белый Бом, как раз там низу под скалой увидел разбитую в «котлету» синюю автомашину, упавшую в пропасть. Машину буквально сдавило в стальной перегореженый синий шар, сделав некие ассоциации с персонажами из к\ф «Трансформеры». По каким то непонятным причинам на остатках этой машины находились колонки от музыкального центра, они там так и стояли. На этой грустной ноте мы прошли повороты Чуи у Белого Бома.
Здесь как раз Андрей нам и рассказал про ту историю, как скинули красноармейцев в 1919 году пропасть в реку Чую, когда те гнались за остатками сопротивления — белой гардией. Край конешно новую власть не хотел признавать, боролись за себя как могли. Вот и прознав, что идет крупный отряд »красной гвардии» собрали валуны вверху и скинули их вниз на головы красных захватчиков эти камни. А за что было любить новую власть, раз она шла и грабила у убивала всех подряд, и отнимала скот и ценности. Много людей ушло в горы, полностью отреклись от нашего мира и по сей день живут вообще ни с кем не общаясь. Одни их называют «староверами», другие «киржаками». На Байкале таких похожих назвать «семейскими».

У Белого Бома много первых «матрасных» туристов,стройные белокурые девченки купльниках махали нам руками, эх вот бы парочку в рафт с собой забрать. Чуть ниже Белого Бома находится разрушенный мост, от него остались только деревянные срубы. Этот мост дублирует уже стальной мост чуть ниже по течению. По этому мосту я в 2013 году как раз и проходил на тур в сторону Шавлинских озер.

Пороги ниже были не сложные один из них «Городовой» представляющий из себя ряд огрмных камней — ворот через которые надо было пройти красиво. Там же мы немного соершили перекус на левом берегу, покушав ягод и позагорав под лучами палящего солнца. На тихих участках воды Андрей начал игры водников. Это необходимо встать ногами на борт и упираясь веслом баллансировать чтобы не упасть за борт.

Потом по команде «раз!», каждый должен был передать свое весло левостоящму и самому схватится за переданное весло правостоящему, и при этому поменяться с ним местами, тем самым образом организовать «часовой» ход по борту рафта. И тут начались побегушки по борту, сопроваждающиеся частыми падениями за борт. Причем люди падали не только одини но и увалакивали за собой еще людей. В целом конечно ничего, и вода холодноватая, но Чуя река мелкая, отбивающая колени о камни на дне. Далее мы стали кататься на катамаране, меняясь со страховкой местами. В один момент на катамаран забрадлось аж шесть человек, четверо с рафта. На рафте вообще никого не осталось создав весьма неприятную ситуацию отсутствия экипажа.

Я сам прокатился на катамаране, уже по правильному, а не как было в 2011 году, о чем гласит саринная смехоторящая история.
Меня проконсультировал Аяз, он показал мне бочки, как можно серфить в обраной струе в бочке и ставать на носы катамарана… Прокатились и сестренки лисички. С ними прадо сыграли злую шутку, решили катамаран перевернуть с рафта, схатившись за носы. Катамаран переернули через корму, поставив его вертикально. Лисички чудом не выпали из наколеных лямок, с визгом, и тут случилось самое страшное. Она из исичек застряла под переернутым катамараном не имея возможности выбраться. Иногдапоказывая голову над поверхностью воды. Деченка застряла в лямках.
В воду прыгнул Андрей и ножом махом перерезал держащие девченку лямки…

Следующая стоянка была на голом берегу Чуи справа по течению, нас ждал УАЗ-ик.
Люди расслабились увидев машину, а Андрей незаметно завел левым бортом рафт в водную большую бочку.
Сразу трое людей вылетело за борт в эту бочку, под смех всех остальных и водилы на берегу.

Стоянка на берегу Чуи за Белым Бомом, рядом уже пороги Горизонт  Турбина.

Стоянка на берегу Чуи

Ужин водников — такое ни дома ни в ресторане не подают — успевай заценивать радости в жизни

Ужин водников - такое ни дома ни в ресторане не подают
Поставили тент, приготовили ужин, на этот раз Андре постарался на славу, мы ели солянку и запивали ее компотом.
Оказывается можно варить компот из простых магазинных сухофруктов фасованных по пакетикам.
Банально отмачиваем сухофрукты, потом варим в кипятке, потом даем остыть и настоятся. Компот разлетался махом и очень хорошо согревал пожалуй лучше чем чай.
Весь вечер команда снова играла в Мафию, а я одиночничал у костра, всматриваясь в дали за горами, где мерцали молнии приближающейся свинцово синей грозы. Ветер то и дело гнал теплые воздушные подушки к нам вверх против течения реки с матушки Катуни. Округа дальше вниз по течению вся была обложена дождевыми большими облаками. Изредко к нам прилетали пряди дождевых тяжелых капель. Костер при этом напоминал дворовую собаченку вилявшей хвостом и прячущейся под ногами от страха от чего то не виденного. А гроза тем временем разбившись на два сектора обошла гору слева и справа облажила нас в окружение.
Я лег спать раньше всех в пустую палатку, пока все остальные играли в «мафию». И тут произошло то что я никак не мог объяснить вообще.
Как только я стал уходить в грезы снов, мне показалось очень явно, что меня кто то схватил за бок через стенку палатки и сдавил грудь руками справа и слева мертвой хаткой, я захотел закричать
а закричал сам сдавивший меня, с алтайским акцентом, и смехом. Я мгновенно выскочил из сна. Никого нет. Только хлопала палатка крыльями от ветра. В полночь начался небольшой дождь. Ночь прошла тихо приключений.

Следующий день.

Наша команда пополнилась, на другой машине с конного маршрута привезли трех крепких парней туристов. Двое оказались аж с Финляндии, Стас и его сын Дмитрий.
Нас ждали два сложнейших порога. «Турбина» и «Горизонт». Река образовала пороги вымывая грунт из под себя прорыв себе в земле и камнях и монолитных скалах целое открытое глубокое метро.
И по этому метро несет свои мутные воды гремя и кипя пеной, как в большой кастрюле на кухне, осыпая миллиардами брызг берега и валуны.
Первым предстоял перед нами порог «Турбина». Он представляет собой большой каменный слив вокруг огромной скалы справа и слева на повороте реки аж на 160 градусов. Задача водников пройти этот поворот и успеть заскочить именно в левую протоку,
так как там воды больше чем в правой и проскочить шансов куда больше, даже не повредив пла средство о камни.
Мы осмотрели порог. целом не не представлял чего то особенно страшного. Всего один большой слив, где надо было всем удержаться на борту и удержать рафт. Сначала прошла «страховка». Мы пошли следом. Пересекли Чую под 45 градусов и по левой кромке выскочили на коварный поворот,где река норовит водников выкинуть на правую протоку. С трудом выгреблись.
Далее, мы разворачиваем носом по течению и выпрыгиваем на гребень левой протоки, огрмная бочка, прыжок, удар, и вдруг одного человека не стало. Смыло москвичку Лену!! Она сидела как раз на корме!! Андрей вертит головой Лены нигде нет
И вдруг лена сплывает на носу их хватает за леер у рафта. Мы ее достаем из воды. Получилось, что она испугалась даже больше нашего.
Следующий порог «Горизонт», куда более серьезный порог.
Вода с изгибом проносится с огромной скоростью до 45 километров в час по узкому каньону в скалах, по этому страховку там никак не поставить. Самый опасный участок это прижим на повороте в скалу, давит вода с огромной силищей, способной прижать и не отпускать что человека, что плавсредство, да и не только держать а вдавить в скалу и «размотать» шепку по полной программе.

Порог Турбина

Пожалуй, это один из самых сложных порогов в техническом приближении. В Порог мы вошли молча,
постепенно набирая скорость по течению Чуи ворвались на валах в порог, прижимаясь к левой стенке скалы. На видео видно что мы перепуганно гребли «кто как придется» как стая уток убегающей от чего то невиданного, разноцветными лапками весел. Андрей в тот момент орал команды уже подсаженным голосом. водный поток нас начал гнать на скалу справа на повороте и уже было начал прижимать в каменную стену, и все же на последнем издохе мы перепуганные выгреблись, и проскочилли, убежали от стенки, несмотря на то что от волн этом кипятке, половино гребков было просто по воздуху.
За «Горизонтом» следовало местечко «Чуя Озы» — слияние Катуни и Чуи древнее место используемое местными Алтайцами как священное. Здесь вяжут ленточки и проводят обряды по сей день.

Здесь археологи нашли остатки древней крепости более тысячи лет назад построенной, скифскими племенами.
Похоже место давно уже известно людям этих краев и пользуется большой популярностью с древних времен благодаря тому что две водных трассы сходится в одном месте и три больших каньена меж гор. Видеть ту проходили большие торговые пути, и «стрелка» (именно так переводится «Чуя Озы» позволяя контролировать все пути и стричь рефку с караванщиков… этом как раз месте и нас и попревстовали слаломные шиверные огромные волны, до двух метров! Рафт поднимало чуть ли не во всю высоту на волнах и кидало в пучину. И волны были такие частые что мы не успевали сгрупироваться.

И вдруг внезапно нас вынесло на границу с тихой спокойно водой реки Катунь.
Границу водораздела разных рек причем видно весьма и весьма отчетливо. Чуя более серая или грязно молочная, а Катунь более прозрачная зеленоватая. Как только мы прошли границу, для меня это впервые в жизни, Андрей интруктор скомандовал все за борт, такая традиция. Все полетели за борт. Воде в Катуни немного теплее чем в Чуе. Это очень радовало, хотя по факту как то не ощущается. Ладно, здесь уже не было больших «быстрых» волн, залетающих через шлем.
Выбрался на борт и обнаружил что улетел один из моих тапок, Катунь сняла с меня.

Через несколько метров я снова улетел за борт, толкнули полетели дружно, и в этот раз вах! у меня улетает точнее слизывает река второй тапок. Мдя… вот она дань боьлшой Воде. Катунь переводится «хозяйка воды» по одной из легенд. По другой легенде реки Катунь и Бия муж и жена, очень любящие друг друга решили устроить соревнования между собой, кто главнее семье. И старый шаман им сказал бежать на перегонки. Бия — муж обежал по знакомым тропам горы,
а Катунь — жена прорубилась через скалы и леса разрывая на себе платья из спокойной воды, итоге они встретились и дали начало новой большой воде Обь..

Волны на Катуни уже совсем другие, величавые, и глубина оды тут уже несколько метров, коленками уже не получится достать до дна, плавая на поверхности.

Бочки и валы здесь уже могут проглотить даже рафт как щепку, если неудачно зайти. Валы здесь величавые и не спешные, как огромные рыбы стоят за огромными валунами и ждут зазевавшихся водников и ушедшие в воду бревна. Да и шиверы здесь уже других масштабов и других размеров, наш рафт сразу начало раскачивать мерно как на море на этих больших волнах, местами, где была возможность прокатится по этим водным бело-зеленым горкам, с барашками пены.
Первые километры большой зеленой воды нас приняли весьма благосклонно, прошли без происшествий, с глубокими укачианиями на воде и сумраке под скопившимеся облаками.

Наш путь прошел под мостами в районе села Иня.
Здесь находится аж два автомобильных моста через Катунь. Первый старинный построенный сразу после революции. Висячий мост через Катунь у села Иня (Цаплинский мост). Мост примечателен весьма, как в целом все мосты на Горном Алтае. Был мост построен в 1936 году по проекту (его дипломная работа) инженера С. А. Цаплина, который и руководил строительством моста. Мост строился руками заключенных.
Второй — красивый стальной высоченный мост, построенный уже РФ — «сникерсные» времена.
Второй более новый мост охраняется. За этими мостами мы и сделали стоянку.
Замучачили костер и разогрели чаю. Погода была не айс, лично я продрог хорошенько, да и без тапок как то было неуютно только в неопреновых носках быть.
Попили чаю, просушились, а точнее попарили у костра и снова в холодную воду голой жо.. в неопрене лезем..
Дальше наш путь проходил в глубоком каньене из песчаных огромных дюн, что я описывал в предыдущих ранних своих поездках на Алтай, что распростерлись вдоль Катуни.
Дюны представляют собой просто нереально огормные насыпи высотой до 100 метров в две «полки», примерно на одном уровне, как будто их делали люди для прокладки железной дороги, из крупного серого речного песка и гальки и круглых валунов в переменшку, и иногда ровными слоями, как в пироге.

Прошли мимо села Малый Яломан, здесь небольшая деревушка с речным притоком.
В этом месте, зажатом горными громадами и высокими дюнами проходит древний шелковый путь,
и прикрытой от ветров деревеньке местные люди выращивают яблоки, здесь создается микроклимат.
Здесь же еще находится паром через Катунь, ныне он был разрушен. Паром перевозил скот на противоположную сторону, для выпаса и возврата обратно.
На берегу осталась огромная бука «П» из стали, а на другом такая же валялась в уроненном состоянии. Видать здесь хотели делать мост. Паром ранее переходил с берега на берег по интересной схеме, под давлением течения реки, под углом. Здесь как раз заканчивается так и недостроенный «Чемальский тракт», идущий по правому берегу Катуни. Тракт уже заброшен и наполовину размыт. По нему пройти или проехать можно только местами. И он нас будет сопровождать весь оставшийся путь.
Прошли мимо «Большого Яломана» по доброму вспомнил Вову «Чулышмана» его верный УАЗ-ик «КУЗЯ». Вова очень любит это место под стоянки, здесь же есть хорошо сохранившийся участок «Шелкового пути», где я был в мае этого года. Немного ниже по течению набрав плавника дров полный рафт, мы вышли на нашу стоянку на левом берегу. Тем самым сделали мой круг оконечив известное мне место стоянки, известное у Водников как «Стоянка Банкиров».
В прошлом году как раз здесь у меня начался водный тур по Катуни в июле 2013 года.
Здесь мы как раз расстаемся с транспортом, что нас сопровождал все время.

Стоянка на берегу Катуни «Зенит — Банк»

Банк-Зенитовская стоянка

Банк - зенитовская стоянка

Стандартный вечер, хорошо что без дождя, немного тучи разогнало, успокоилось. Развели кострик, растянули палатки и тент, встретили вечер. А вечером новые приключения — пришли гости — чужие люди — «матрасники» и попросили
помощи — машину вытолкать из откуда то. Шли долго мы, и увидели картину «пузотерка» (легковое городское авто) стояла капотом смотря в реку на крутоватеньком склоне завязшее в песке. Я так и не понял зачем ни так экстремально съехали к воде… тут реально обратно только на руках выносить машину можно, тем более берег прижимается к более крутому подъему за грунтовкой, что по берегу идет чуть выше.
Стали толкать, вытолкали. В общем оказалось все понятно в качестве водителя была стройная цаца со стервозным  характером, а ее «экскорт» с горой мышц и пустой головой толком ничего не мог сделать кроме как соглашаться да кивать головой. Жаль парня.

Звездная ночь быстро сменилась на утро. Собрались, со слезами проводили часть нашей группы что должны были покинуть нас, ибо не у всех был тур по Средней Катуни. Уехали Елена Москва, и Паша (Красноярск). Перед отьездом снова случился непонятный «глюк». УАЗик внезапно поехал сам, простояв всю ночь на берегу на тормозе. Ударил Лену по лицу дверью и «почапал» в сторону Катуни… Водила аж подпрыгунл, он смотрел видосики по ноуту что я наснимал на видеокамеру. УАЗ-ик остановили накидав камней под колеса…
Отчалили.
Прошли «Тещину Бочку» — такой огромный водный «батон», что крутится величаво по середине реки.
Со слов инструктора если в него угодить, то он пережует абсолютно все, включая и рафт с людьми и грузом. Неспешно подошли и к изюминке Края порогу «Ильгумень». Порог я проходил в прошлом году в 2013, да и мне его показывал Хатик в 2011 с берега. Пожалуй здесь каждый более менее знающий турист и водник заезжает посмотреть воду на Катуни именно на «Ильгумень». Порог завораживает свой размеренной мощью и масштабами. Если на него смотреть долго, то начинает кружится голова и хочется в него прыгнуть «втак». Здесь в августе проходят соревноания водников. Андрей рассказывал что  год назад двое пьяных в дым чувакка решили пройти Ильгумень на двух местном матрасе , в полной амуниции. Так их на первом же валу размотало и раскидало по порогу. Еле спасли их МЧС. Видно что делает поднявшееся вода. На берегу лежали не только обломки деревьев без коры, так еще и поломанные кровати, (кто на них сплавлялся?). Вода где то выше размолотила домики и притащила их вместе с кроватями на берег. Видел кусок проволоки стальной в 5мм толщиной, так его как будто перековали он был весь помятый и в выбоинах и отполирован без ржавчины. Вот что делает большая мощная вода со сталью. Вообще вода была выше наших голов еще на метра три в этих краях. Видно по столам деревьев. Деревья на половину Река конешно причесала, наклонив все кустарники, тополя и ели по ходу движения воды вниз кронами. Леса по берегу Катуни заметно поредели.

И так наш выход. Я на носу за загребного, ибо моя днюха 15 июля, мне положено. Слева на носу Стас — фин. Счастливый такой малый, что вырвался в эти нетронутые цивой края. Отчаливаем, и выходим на центр струи — где как рази хребет, как у дракона весь в огромных волнах «Ильгумень». Первый вал мы встретили с криками, Рафт подняло под 45 градусо вверх, до воды не то что не доставал так и сзади сидевшие, потом еще раз и еще раз так, раза три. Порог мы пролители на одном дыхании, народ выкрикнул «Маловато, Может еще?».

Чуть ниже по течению нас ждала песчанная стоянка в тополях, я ее знал по прошлому году, а до стоянки спокойная вода Катуни. Мы немного подурачились покидали друг друга вводу, я решил пройти до стоянки на желете. На этой стоянке как раз и всегда играют  игру «морские котики» на перевернутом рафте. Что мы и сделали, не снимая гидрашек и жилетов. се это действо я заснял на видео. Смотрим выше.

Апосля уже раздевшись и замонтироав лагерь мы начали «полировать» мою днюху говорить приятные слова и фразы. Для закрепления слов у нас в качестве сургуча была водофка, две бутылки по 1 литру каждая. Андрею спасибо что уговорил меня разделить заряды «на сейчас и потом», не превращая отдых в пьянку. Всем спасибо за сказанные добрые слова. Алтай рулит сила и отец.

После застолья мы пошли «гонять лысого», на песчаной поляне да шеста, по верху натянута «морковка» (Спас конец Александрова) в два ряда, образуя сетку для волейбола. Песок на площадке очень горячий так мы по нему и начали скакать как на сковороде. Солнце изрядно припекало нам головы. В мяч мы играли весьма длительно тряся водофку в желудках по желудочным стенкам. Окончательно вспотев мы отправились купаться на пляж в Катунь. закапываясь в горячий песок и бегая обмываясь в воду, не смотря на то что она где-то 10 градусов. Меня ребята закопали в песок по самую голову. У кого то даже остались фотки этого дела. Приделали из палок руки, пальцы, под мышками мох, и мужской прибор ну очень большой. Я умирал от смеха. Команда очень постаралась. Потом мы повторили — лепить русалку из одной из «Лисичек» (сестрички с Челябинска). Поиграли в «слона», как когда — то в школе, и «по — Голливудски» устроили забег в воду одновременно. Прямо как на «теплых пляжах оканиума США».

Ближе к вечеру продолжили застолье. Ради хохмы заварили чай из «непонятной» растительности, у которой лист может «пожать краба». К столу я вспомнил много смешных историй из прошлых походов. Конечно же отличились походные экспедиционные по Алтаю истории про легендарного Чулышмана (Вову) с его перлами «тушенка в так», «нахрен чай», «дрова у нас есть» и т.п. Потом нас, точнее меня победила водка и на этом хронолог заканчивается.

Утром я проснулся одиноко в палатке. Жутко был «невсебе», точнее «несебе» ночью меня оказывается покинуло и лежало рядом тут же  полатке, там же плавал «кильнутый» (ушедшим ко дну) новенький фотоаппарат что я купил в Онгудае. Позже оказалось что он погиб. Я выполз из палатки — штормило знатно. Меня начали лечить чаями и активированным углем. Отвели посидеть в воде Катуни. Весь день меня кошмарило и плющило, как «унылую кофняшку». Слабость меня не покинула и на Кадринском пороге, где нас хорошо поплескало и покидало по волнам. Как раз на Кадрине начинаются сосны вдоль берега. Они как огромные осьминоги корнями в массивный кулак сжимали камни на берегу у реки. Прошли порог «поганка», представлявший из себя сужение реки и массивный слив кипящей воды за порогом подсасывающей лодку и не дающей толком грести в миллиардах пузырьков. Ниже вышли на берег для прохода самого опасного порога на Катуни «Шабаш». Огромный камень на начале порога Шериф, моча приветствовал нас. Прошли осмотр порога. По «Ерейской протоке не пройти, уже вода отошла. Решили идти по главной протоке. Здесь я оценил силы и отказался от прохода. Весело очень провел вчера я свою днюху. Зато взяв видеокамеру начал снимать проход нашей команды и страховки.

Сьемку проводил с обломков разбитого и размотанного военного понтона с «бородатой» историей. Когда то давным дано когда СССР был самой большой держваой в Мире, наши правители решили помочь братскому народу Монголии с военной техникой. И возник вопрос, как переправить танки через Катунь? Мостов тогда таких крепких еще не было. «Вояки» лихо сказали не партесь ученые, у нас есть супер понтоны. Развернули мост в районе Иня, и пустили по нему технику. Мост по началу держался, а когда его притопило под траками танков, река Катунь прошептала «что за фигня мне путь преграждает» и просто разломила пантон во многих местах и утащила за десятки километров внизу по течению. На одном из обломков кусков я и находился.  здесь же тусили и пострадавшие сплавщики из другой команды. Их катамаран пробило в одном баллоне и они его вытащили на понтон сушиться и заклевиаться. Погода была не айс, не курорт, точнее, небо тоже плакало по моему зоровью мелким промозглым дождишкой и полировало ветерком…

Чуть выше места «выброски» понтона я вернулся на рафт и продолжили наш рафт сплав. По пути ниже по течению к нашему удивлению увидели как «кильнулась» наша «страховка», ребят перевернуло аж дважды в бочке. А мы чуть ненадорвали животы, так как подумали они это сделали специально. Катамаран их перевернулся потерял ребят, а потом перевернулся уже сам без экипажа.

О чудеса (для меня уже во второй раз) ребята со страховки выловили в реке почти полный бочоночек «сиську» с разливным ПИВОМ!!! Народ сразу посмотрел на меня. «Леха ты шаман» пиво нашаманил подлечиться))).

Нас вынесло водой на легендарное место. Бывшая большая поляна водников, район реки Симульта. Ранее здесь находилось место стоянки пракически всех команд водников, и даже был магазин с пивом, где можно было что то купить или обменять на другие продукты, что у вас было в излишке. Сейчас там тусит «ВВП» со слов, местных, он построил тут свою большую «дачу» с охраной и даже электростанцией и вышкой «МТС». И разумеется построили к этому месту через горы длинной 30 километров 4х!!! полосную трассу, съезд на которую (где она начинается) от Чуйского тракта висит красный «кирпич».

Выбрались под дождем на берег, кое как развели костер, отпили пика, и в расставленные палатки пошли отсыпаться. А вечером продолжили тусу у костра и приготовку пищи. Андрюха сварил снова свой мегаобалденный компот. Я сходил на холм и снял дачу Пу для своего фильма. Там же я и обнаружил и законстатировал смерть своего фотика.

Вдруг на нас выбежал кабанчик!! я в жизнь не видел кабана на воле. Все так и встали как вкопанные, забыв про фотики и видео. Кабан такая чушка короткая и коричневая, с ушками широкой харей во все тело и розеткой 220 спереди. Я был удивлен что кабан такой короткий, молодой видать. Кабан пробежал по краю бивака вдоль реки, и завернул на холм в сторону горы. Тут наши горячие парни «проснулись», схватив топор кинулись в догонку и скрылись за бугром. Мы их ждали очень долго, уже начало смеркаться.

Легли спать, а ночью пошел дождь, я так и не понял как люди успели попрятать свои «гидрашки», что сушились рядом с моей палаткой, я ничего и не слышал. Лег спать там был «рынок» из «гидрашек», проснулся висит только моя..
Покушали, быстрые сборы, обвязка, отчалили. Весь оставшийся поход, а сегодня был крайний день проходил под проливным и моросящим дождем.  Прошли мимо легендарного места, песочно галечный пляж с соснами, где туристов из Болгарии напугали «медедем», и они попрыгав в рафт без гидрашек и весел отчалили в реку и обратно не захотели выпрыгивать. Прошли еще через много замечательных стоянок, даже была стоянка с почтовым ящиком. Эти места я и в прошлом году видел. Прошли мимо заброшенной деревни охотников…
И вышли на изюминку сплава порог «Клизма». Порог так прозвали (со слов Андрея инструктора) за то что — проходила как то большая группа спортсменов в 1996 году по всей Катуни. Вода была высокая, ребята прошли все пороги на отлично. А здесь их всех размотало и раскидало по берегам. «Что за клизма такая?» так и прозвали порог. Вообще порог так и похож на клизму. Сам порог находится в месте сужения реки до 28 метров сжатой камнями, и огрмный слив образует просто чудовищных размеров воронку из кипящей воды за камнем. Попадать туда даже в жилете очень не рекомендуется…

отступление: друзья… фоток нет потому, что я утопил фотик, а видеокамерой я фотки не снимал потому что был проливной дождь весь крайний день похода.

Порог мы пролетели как на метеоре, струя нас подхватило и красиво выкинуло внизу по течению, Ура ))!!!
Но это оказалось «шалушки», «жесть» нас ждала ниже по течению, внезапно над горами показалось черное закрывающее весь небосклон облако, и накрыло нас бронебойным крупным ливнем, прилетел ветер и разогнал капли дождя, баробаня по каскам отборной чечеткой. Стало зябковатенько и неуютненько. Ветер дул прямо в лица. Против течения. Мы практически встали на месте даже на течении. «Гребем!!!» крикнул Андрей. «Зачем?» голос из зала. «Чтобы побыстре эту фигню пройти» — ответил Андрей. «Да и согреться». Мы гребли практически весь оставшийся участок пути.

Чалку в виде синего тента я увидел первым ниже по течению справа. Там нас ждало да УАЗ-ика, туда мы и поспешили, предварительно Андрей конечно начал утверждать, что мы ошиблись и еще надо идти 15 километров =) Красаффчек.

Нас счастливых и размотанных погрузили в УАЗ-ики и отвезли на Базу. Перед базой мы затарились спиртным и закусью для праздничного вечера.

One comment on “Алтай рафт сплав Чуя-Средняя Катунь и Большой Конный переход через Укок